Необходимость и особенности реформирования государственных внебюджетных фондов в России
Поменяв источники государственного финансирования здравоохранения, мы не улучшили ни финансового обеспечения медучреждений, ни качества медицинского обслуживания.
Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на 130-м месте по поддержке государством здравоохранения. Чтобы обеспечить минимально приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 дол. в год на одного жителя. В Российской Федерации расходуется около 80 дол.
При этом сохраняется неутешительная динамика: доля расходов на здравоохранение в Российской Федерации в процентах от ВВП в 2001 г. составила 3,1%, 2002 г. — 3%, 2003 г. — 3,1%, 2004 г. — 2,8%, а в 2005—2006 гг. — около 3%.
По данным социологических обследований, в настоящее время примерно 60% всех расходов в стране производится за счет различных государственных источников и примерно 40% составляют расходы граждан. То есть в реальной жизни, когда государство не в состоянии оплатить лечение в полном объеме, пациент, чтобы получить качественную помощь, вынужден доплачивать сам.
Причин, по которым столь расходятся ожидаемые и достигнутые результаты, несколько.
Проводимая реформа не была подготовлена организационно и методически. Законодательно-правовое обеспечение участников системы обязательного медицинского страхования осуществлялось «с колес». Представленная в приложении типовая схема финансирования медучреждений различается по субъектам Российской Федерации: ряд территорий не имеют страховых медицинских организаций — их функции выполняют фонды обязательного медицинского страхования; ряд субъектов не имеют фондов и 7% субъектов Российской Федерации не имеют ни фондов, ни страховых медицинских организаций — все нововведения системы обязательного медицинского страхования реализуются через соответствующие управления здравоохранения.
Установленный тариф взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — 3,4% до 1 января 2005 г. и 2,0% с 2006 г. — не обеспечивает потребности в финансировании медучреждений, поэтому доля участия государства (финансирование из бюджета) остается высокой. Территории столкнулись с той же проблемой, что и в межбюджетных отношениях,— наблюдались существенные различия в возможных доходах (разный налоговый потенциал) и в требуемых расходах (различия в численности, составе населения, количестве медучреждений, их оснащенности, квалификации врачей, состава и видов заболеваний и т.д.), а на выравнивание различий направлялось до 2005 г. — 0,2%, в 2005 г. — 0,8% и с 1 января 2006 г. — 1,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, чего явно недостаточно в масштабах страны. Разрыв в финансировании территориальных программ ОМС составляет от 40 руб. до 2,5 тыс. руб. в расчете на одного жителя по регионам, или достигает 60 раз. Признано, что в ФФОМС для последующего перераспределения централизуется недостаточный объем средств. Так, например, бюджет ФФОМС на 2004 г. был утвержден в сумме 6,4 млрд. руб., в то время как, по расчетам специалистов, эту сумму необходимо было увеличить минимум в 5 раз. База налогообложения — фонд оплаты труда — занижается. Кроме того, явно недостаточен тариф взносов на неработающее население. Вплоть до 2000 г. наблюдались регулярные задержки платежей за неработающее население из бюджетов субфедеральных уровней в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В результате программу государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи стали формировать исходя из финансовых возможностей, а не фактических потребностей в медицинской помощи. Дефицит финансирования Базовой программы ОМС на 2005 г. оценивался в 40% от ее стоимости. Так, расходы на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи увеличиваются ниже уровня инфляции. Виды и объемы медицинской помощи, предполагаемые программой, превышают финансовые возможности бюджета и средств ОМС. Не удается преодолеть негативную тенденцию опережающего роста расходов над доходами. Снижение ставок ЕСН в 2005 г. сократило поступления в систему ОМС, по официальным оценкам, на 16 млрд. руб. По оценкам экспертов, дефицит средств ОМС в 2005 г. составит 29 млрд. руб. Возмещение выпадающих доходов из федерального бюджета предусмотрено лишь частично — в сумме З млрд. руб. на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).