Необходимость и особенности реформирования государственных внебюджетных фондов в России
Таблица 3.2.1
Предполагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования, % объема фонда заработной платы
Виды страхования |
Работодатели |
Работники |
Государство |
Всего |
Пенсионное страхование |
12,0 |
2,0 |
6,0 (социальные и базовые пенсии) |
20,0 |
Страхование профессиональных и региональных пенсий |
в среднем 2,0 (тариф гибкий: от 0,1 до 10,0) |
1,0 |
2,0 (шахтеры, горняки и другие работающие в экстремальных условиях) |
5,0 |
Страхование по болезни |
3,5 |
0,5 |
0,5 (пособия по уходу за ребенком, оздоровление застрахованных) |
4,5 |
Медицинское страхование |
2,5 |
1,5 (неработающие члены общества) | ||
Страхование от несчастных случаев на производстве |
в среднем 1,0 (тариф гибкий: от 0,5 до 10,0%) |
1,0 | ||
Страхование по безработице |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
Страхование по уходу за длительно нетрудоспособными |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
Итого |
22,0 |
5,0 |
11,0 |
38,0 |
Минимальный размер заработной платы работника, с которого целесообразно отчислять обязательные страховые взносы в пределах 5-7% от ее нетто-величины (нижний предел), можно принять за пороговую величину, размер которой не дол жен составлять менее 50% средней заработной платы в промышленности; верхний же предел его заработной платы (выше которого обязательные страховые взносы работника не взимаются) логично установить как пороговую величину на уровне не выше 150% средней заработной платы в российской индустрии.[32]
Отмеченное лимитирование размера оплаты труда, с которого отчисляются страховые взносы, связано с необходимостью недопущения чрезмерного сокращения покупательной способности заработной платы, остающейся после уплаты налогов и страховых платежей (установление нижнего ее предела), а также достижения оптимального и справедливого перераспределения бремени страховых взносов (определение верхнего предела). Кроме того, для снижения общего финансового бремени работников (налоги и страховые взносы) потребуется несколько (на 2—3 процентных пункта) снизить величину налоговых платежей (совокупное финансовое обременение работника не должно превышать 15—18% его заработной платы).