Необходимость и особенности реформирования государственных внебюджетных фондов в России
Принцип взаимной ответственности по исполнению субъектами страховых отношений установленных законом обязанностей проистекает из публично-правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (в плане защиты от социальных рисков) должна дополняться ответственностью государства и работодателя. В России государственная власть еще не сформировала механизмов, основанных на данном принципе, достаточно вспомнить как часто и произвольно изменяется законодательство в сфере социальной защиты. Например, вспомним о введении и отмене страхового взноса работников в ПФР (в размере 1% заработной платы), а также страхования по безработице; об использовании не по назначению финансовых ресурсов ФСС и ПФР и об отказах гражданам в полной реализации их накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам.
Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков и уязвимости в этом смысле всех субъектов трудовых отношений определяет заинтересованное в солидарных действиях всех общественных и государственных организаций по созданию институтов соответствующей защиты, прежде всего — института социального страхования.
Об успешной реализации отмеченных цели и принципов не может быть и речи без отработки специфических финансовых механизмов социального страхования, четко увязанных с налоговой политикой и с политикой заработной платы. Речь, разумеется, идет о механизмах, обеспечивающих функционирование системы в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.
Поскольку каждый вид социальных рисков имеет свои особенности и по -разному проявляется для различных категорий работающих граждан, развитие соответствующих форм защиты и организации социального страхования тоже должно иметь свою специфику. Только учитывая это, можно адекватно рассчитывать объемы финансовых ресурсов, необходимых для страхования конкретных рисков, не допуская необоснованного скрытого перераспределения средств. Хотелось бы отметить такие общие задачи ее построения, как: 1) определение и задействование источников финансирования (способов привлечения средств), до статочного для обеспечения гарантий социальной защиты; 2) оптимизация распределения финансового бремени между основными субъектами страхования; 3) нахождение оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме «взносы –выплаты») и солидарной взаимопомощи.
Современные финансовые модели социального страхования базируются на следующих принципиальных положениях: а) финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и взносов работников (удерживаемых из зарплаты); б) имеет место и государственное дотирование (так, в Германии госдотации превышают 20%, в Австрии они достигают 25, а в Канаде — 30% общего объема страховых средств). Если взносы олицетворяют суть системы социального страхования, то госдотации свидетельствуют об общенациональной солидарности в удовлетворении страховых потребностей; первые играют роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций утраченного дохода пропорционально его величине, вторые предназначаются для обеспечения минимального уровня страховых пособий, коль скоро для этого недостает поступающих страховых взносов.
С учетом всего вышеизложенного и итогов макроэкономических расчетов в табл. 3.2.1 предлагаются параметры искомой финансовой модели социального страхования: здесь отражены их общий — «субъектный» — ее аспект (примерно 60% общего объема страховых средств формируют работодатели, остальную часть — работники и государство), так и аспект «отраслевой».