Необходимость и особенности реформирования государственных внебюджетных фондов в России
У нас в стране это соотношение еще в 2003 г. составляло 1: 21. Кроме того, российское общество быстро стареет. В настоящее время в населении страны доля лиц старше трудоспособного возраста составляет немногим меньше 21%. Согласно прогнозам Госкомстата Российской Федерации, доля этой возрастной категории достигнет к 2010 г. 22,7%, а к 2015 г. — 25,1%. По имеющимся оценкам, при сохранении существующих тенденций к 2050 г. соотношение численности плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров может составить 1 : 1, т.е. один работающий будет содержать одного пенсионера.
Альтернативой распределительной системе является накопительная система. Однако анализ пенсионных систем развитых зарубежных стран позволяет утверждать, что к настоящему времени полностью отказались от распределительной системы и перешли к чисто накопительной лишь 5 государств (Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстан). В большинстве стран существуют смешанные многоуровневые системы, которые включают и накопительные, и распределительные элементы.
Анализ структуры трудовой пенсии по старости в соответствии с законом[28] свидетельствует, что смешанный подход будет определять реальный размер пенсий будущих пенсионеров (для лиц 1967г. рождения и моложе). Структура трудовой пенсии по старости представлена в приложении 8.
Пенсионная реформа всколыхнула всю финансовую систему Российской Федерации и, по мнению ряда специалистов, проводится Правительством рано, без адекватных социально-политических, макроэкономических и организационно-правовых условий. Наиболее проблемными считаются следующие моменты. Население не доверяет государству. Отсутствует стабильность экономического развития страны и наблюдается высокий уровень инфляции, который обесценивает любые варианты капитализации средств. Налоговую базу по единому социальному налогу Правительство по-прежнему не меняет, а уровень теневых доходов и скрытых зарплат остается высоким. Снижение ставки единого социального налога с 35,6 до 26% не привело к легализации доходов, а лишь усложнило деятельность социальных внебюджетных фондов. Возникший в 2005 г. дефицит базовой части трудовой пенсии (74 млрд. руб.) компенсирован за счет Стабилизационного фонда, а на покрытие дефицита страховой части пенсии (80 — 84 млрд. руб.) используется резерв Пенсионного фонда, сформированный до начала пенсионной реформы, который к концу 2004 г. составлял около 97 млрд. руб. По оценкам Счетной палаты, если власти выполнят обещание поднять пенсии в 1,87 раза и не пересмотрят сниженные с 2005 г. ставки ЕСН, в ближайшие три года дефицит бюджета Пенсионного фонда вырастет втрое; с 218,5 млрд. руб. в 2005 г. до 656,9 млрд. руб. в 2008 г. С другой стороны, по данным Госкомстата, уровень оплаты труда у 40% работающих ниже прожиточного минимума, следующие 40% рассматриваются как низкооплачиваемые — им и сегодня, и завтра накапливать нечего. Пенсионный фонд имеет значительные финансовые обязательства перед нынешними пенсионерами, при этом сохраняется крайне низкий уровень их пенсионного обеспечения. Не проработаны многие переходные механизмы: как сохранить и учесть ранее существовавшие льготы, профессиональные пенсии.[29] По данным Всемирной организации здравоохранения, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Российской Федерации составляет 58,8 лет (для сравнения: в Великобритании —74,7, Германии —74,1, Франции —74,4, Японии — 76,9, США — 73,5), кроме того, планируется увеличение срока выхода на пенсию.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.) основными направлениями проведения Пенсионной реформы в ближайшее время являются:[30]