Необходимость и особенности реформирования государственных внебюджетных фондов в России

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей его субъектов в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

7) ответственность государства за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Однако при несомненной правильности каждой из перечисленных принципиальных позиций их количество в какой-то мере усложняет понимание. Поэтому представляется важным выделить наиболее значимые принципы, в которое включаются; 1) личная ответственность; 2) солидарная взаимопомощь; 3) оптимальная поддержка «сверху» (субсидиарность) 4) взаимная ответственность за исполнение нормативных обязательств.

Принцип личной ответственности считается основным в построении и развитии современных национальных систем социального страхования Данный принцип воплощается в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников; именно они должны делать взносы, т. е. выступать одновременно и страховщиками, и застрахованными. Участие в уплате страховых взносов оказывает чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы (т.е. резервируя часть заработной платы на строго определенные законом виды страховых выплат), они обретают чувство сопричастности и ответственность за формирование лично- коллективной системы социальной защиты.

Принцип солидарной взаимопомощи (работодателей и работников) логично дополняет охарактеризованный первый, ибо индивидуальная ответственность за социальные риски сама по себе не гарантирует страховую защиту. Есть риски, реализация которых не зависит от отдельного человека (например, профессиональные и связанные с техногенными катастрофами); их природа определяется сложным комплексом технических, экономических и социальных причин. Кроме того, страховое событие может наступать на ранних этапах трудовой деятельности застрахованного, когда он еще не накопил достаточных страховых прав; в таких ситуациях значительная утрата трудоспособности ставит застрахованного в сложное положение. Выйти из него помогает применение принципа солидарной взаимопомощи в организации социального страхования.

Принцип субсидиарности касается того, что в исключительных случаях индивид и общественные структуры передают свои функции «вышестоящим» структурам аналогичного рода и государству. Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и на соответствующем распределении компетенций, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами страхового процесса. Вмешательство государства необходимо только в той мере и лишь в тех сферах, в какой и в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности этих структур, а ее надзорная функция является дополнительной.

Рассматриваемый принцип реализуется в различных формах. Это и деятельность самоуправляемых товариществ взаимного страхования (в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей), и многократно акцентированная автономия финансовых ресурсов по отношению к госбюджету, и многообразие видов страхования (пенсионное, медицинское, по безработице, от несчастных случаев на производстве). Привлечение основных социальных субъектов (работодателей и работников) к реальному управлению страховыми учреждениями способствует ослаблению конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12