Необходимость и особенности реформирования государственных внебюджетных фондов в России
Рассмотрим отдельно реформирование каждого из государственных внебюджетных фондов. Наиболее значительные изменения за последние годы претерпел пенсионный фонд РФ.
Относительная финансовая самостоятельность в деятельности Пенсионного фонда (с 1 января 1992 г.), т.е. отделение его финансовых ресурсов от бюджетных средств в начале 90-х годов, сыграла огромную положительную роль в своевременном обеспечении пенсионных выплат. Однако, казалось 6ы прочные основы деятельности Фонда к середине 1995 г. пошатнулись — впервые были нарушены сроки выплаты пенсий в отдельных регионах Российской Федерации. Причиной этому послужило следующее. Во-первых, базой налогообложения по взносам в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды является фонд оплаты труда, который и ранее, и сейчас в целях минимизации налогообложения существенно занижается страхователями. Наблюдались регулярные задержки субсидий со стороны бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п., которые Пенсионный фонд выплачивал за счет собственных средств. Регулярно в течение финансового года повышалась расходная часть бюджета Пенсионного фонда посредством принятия законов о повышении и индексации пенсий без соответствующего финансового подкрепления со стороны Правительства. В результате профицит бюджета Пенсионного фонда обернулся в дефицит. Ответной реакцией Правительства Российской Федерации стало принятие Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
В соответствии с Концепцией пенсии должны складываться из трех частей: базовой пенсии, которая учитывает прожиточный минимум пенсионера и степень его трудоспособности; трудовой пенсии, которая учитывает трудовой стаж и заработок; негосударственной пенсии, которая включает добровольные отчисления работодателей в рамках дополнительных и профессиональных пенсионных систем и личные пенсионные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах и страховых компаниях. Мероприятия Концепции были реализованы значительно позднее с принятием закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». На этом первом этапе была лишь создана система индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (закон принят в 1996 г.; в июне 1997 г. при Пенсионном фонде создается информационный центр персонифицированного учета, а с 1 января 1998 г. подача сведений в Пенсионный фонд носит обязательный характер).
С 1 января 2002 г. с принятием целого ряда новых законов начался новый этап пенсионной реформы.
С введением ЕСН также изменились функции Пенсионного фонда. Контроль за налогоплательщиками находится теперь в компетенции налоговых органов. Пенсионный фонд, а не отделения социального обеспечения, осуществляет расчеты и назначения пенсий.
Принятие новых законов в области пенсионного страхования в Российской Федерации изменило структуру финансовых потоков Пенсионного фонда (за счет поступлений из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий, государственных пенсий и др.). Введен отдельный учет на лицевых счетах застрахованных лиц страховой и накопительной частей, трудовых пенсий, организована работа по капитализации накопительной части, идет оформление договоров с управляющими компаниями, спецдепозитарием, проводится разъяснительная работа и среди населения, и среди страхователей.
Долгое время в СССР, а потом и в Российской Федерации действовала распределительная пенсионная система, основанная на принципе солидарности поколений, когда работающее население финансирует выплату пенсий неработающему населению.
По данным Института социологии РАН, распределительная система обеспечения старости работает эффективно, если соотношение числа пенсионеров и занятых находится на уровне не ниже чем 1: 10.