Необходимость и особенности реформирования государственных внебюджетных фондов в России

Предложенная дифференцированная по видам финансовая модель системы социального страхования, как представляется, в большей степени обеспечивает учет природы различных рисков, что, стоит повторить, крайне важно для адекватного определения объемов финансовых ресурсов, необходимых для их страхования, а также исключает необоснованное скрытое «межотраслевое» перераспределение финансовых средств.

Выводы

1. Современная финансовая и в том числе бюджетная система России сформировалась в то же время, когда условия ее формирования были крайне неблагоприятными как с финансовой, так и с политической точек зрения. Так, начало и середина 90-х годов характеризуются резким падением всех экономических, производственных показателей, в том числе и формирующих базу облагаемую отчислениями на социальное страхование.

2. Таким образом, необходимость унификации налоговой базы, упорядочения системы контроля за платежами в государственные внебюджетные фонды привела к введению ЕСН, в составе которого были консолидированы взносы в три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

3. Снижение ставки единого социального налога с 35,6 до 26% не привело к легализации доходов, а лишь усложнило деятельность социальных внебюджетных фондов. Возникший в 2005 г. дефицит базовой части трудовой пенсии (74 млрд. руб.) компенсирован за счет Стабилизационного фонда, а на покрытие дефицита страховой части пенсии (80—84 млрд. руб.) используется резерв Пенсионного фонда, сформированный до начала пенсионной реформы, который к концу 2004 г. составлял около 97 млрд. руб. По оценкам Счетной палаты, если власти выполнят обещание поднять пенсии в 1,87 раза и не пересмотрят сниженные с 2005 г. ставки ЕСН, в ближайшие три года дефицит бюджета Пенсионного фонда вырастет втрое; с 218,5 млрд. руб. в 2005 г. до 656,9 млрд. руб. в 2008 г. Аналогичная картина наблюдается и при анализе деятельности и других фондов.

4. Поскольку каждый вид социальных рисков имеет свои особенности и по -разному проявляется для различных категорий работающих граждан, развитие соответствующих форм защиты и организации социального страхования тоже должно иметь свою специфику.

5. Фонды денежных средств — как бюджетные, так и внебюджетные должны быть адекватны общеэкономическому состоянию государства, поскольку существует и взаимосвязь, и взаимодействие, и взаимозависимость между бюджетом и другими фондами денежных средств, с одной стороны, и положением дел в экономике — с другой.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12