Совершенствование системы налоговой амортизации
Так, в условиях экономического роста на уровне 5—7% в год и индекса цен инвестиций в основной капитал на уровне 13—16%, что соответствует средним показателям за 2004—2007 гг., целесообразным было использование механизма ускоренной амортизации без применения индексации стоимости объектов основных средств. При этом нормы налоговой амортизации для таких объектов основных средств, как производственные здания и сооружения, следовало увеличить приблизительно в 1,4 раза (с 7,76% до 10,79%), специальное производственное оборудование - соответственно, в 1,7 (с 21,93% до 38,11%), легковые автомобили в 2,9 (с 34,39% до приблизительно 100%), а ЭВМ и офисное оборудование в 2,1 раза (с 47,59% до приблизительно 100%).
Однако при более высокой инфляции (18,7% за 2010 г.) и более низких темпах роста ВВП (≈3,4% за 2010 г.), с позиций соблюдения нейтральности налоговой амортизации, целесообразно индексировать стоимость объектов основных средств на индекс цен инвестиций в основной капитал, с одновременным установлением норм налоговой амортизации на уровне реальной экономической.
Этот вывод подтверждается расчетами, проведенными с использованием новых правил начисления налоговой амортизации, установленных Налоговым кодексом Украины (табл. 5).
Таблица 5
Сопоставление нейтральных норм налоговой амортизации отдельных групп объектов основных средств с нормами, установленными Налоговым кодексом Украины
Группы |
Нормы (%) |
Отклонения | ||||||
согласно Налоговому кодексу Украины |
предлагаемые |
согласно Налоговому кодексу Украины |
нейтральные |
с использованием индексации |
без использования индексации | |||
с использованием индексации |
без использования индексации | |||||||
3 |
2 |
20,57 |
12,39 |
20,72 |
+8,18 |
-0,15 | ||
4 |
5 |
60,19 |
43,77 |
73,2 |
+16,42 |
-13,01 | ||
8 |
90,00 |
127,66 |
213,52 |
-37,66 |
-123,52 | |||
5 |
8 |
60,19 |
127,66 |
213,52 |
-67,47 |
-153,33 | ||
6 |
6 |
68,38 |
49,98 |
83,59 |
+18,40 |
-15,21 | ||