Совершенствование системы налоговой амортизации
На практике метод свободной амортизации в форме единовременного списания стоимости объектов основных средств применяется редко. Это связано с тем, что такие большие списания могут приводить к убыткам, а их декларирование предприятием может быть нежелательным по причинам институционального характера (например, с позиций отношений с налоговыми органами).
Поэтому для практического использования более приемлем подход, предусматривающий построение правил налоговой амортизации на основе экономической амортизации.
Чтобы налоговая амортизация была нейтральна относительно инвестиционной деятельности предприятий в условиях неизменных цен, должно соблюдаться следующее равенство:
(5)
где DE — сумма экономической амортизации в году t;
ВТ — сумма налоговой амортизации в году t,
r— реальная ставка дисконтирования (r > 0).
С учетом инфляции (i > 0) выражение (5) приобретает вид:
(6)
В зарубежной практике существуют три возможных метода устранения влияния инфляции на стоимость активов: специальное, частичное и полное регулирование.
Специальное регулирование предоставляет предприятиям право начисления ускоренной амортизации, а частичное и полное регулирование — право, соответственно, частичной и полной индексации.
При этом правильный выбор между административно более простым методом ускоренной амортизации и индексацией, точнее учитывающей влияние инфляции, зависит от того, насколько близко результат применения ускоренной амортизации приближается к результату индексации основных средств при данных ставке процента и норме инфляции с учетом трансакционных издержек.
Как известно из работ зарубежных специалистов, наиболее адекватная модель экономической амортизации для большинства классов активов — это убывающая геометрическая профессия. Следовательно, налоговая амортизация тоже станет отвечать критерию нейтральности, если будет геометрической. В бухгалтерском учете такая модель называется "методом уменьшения остаточной стоимости". Поэтому, чтобы определить, при каких нормах налоговая амортизация будет нейтральной, необходимо решить следующее равенство:
(7)
где С— первоначальная стоимость объекта основных средств;
де — норма экономической амортизации по методу уменьшения остаточной стоимости (0 < де< 1);
дa — норма налоговой амортизации по методу уменьшения остаточной стоимости (0 <да< 1).
После преобразований выражения (7) была получена формула для расчета нейтральной нормы налоговой амортизации в условиях инфляции
(8)
Согласно формуле (8), нейтральная норма налоговой амортизации зависит от:
а) реальной ставки процента;
б) индекса инфляции;
в) нормы экономической амортизации.
Реальная ставка процента как стоимость денег во времени отражает альтернативные варианты их размещения. При выборе одного варианта инвестиций хозяйствующий агент учитывает упущенные возможности получения дохода от реализации других вариантов.
Для оценки будущих выгод и издержек в качестве ставки дисконтирования можно использовать рыночную процентную ставку — если только рынок капиталов правильно отражает временные предпочтения хозяйствующих агентов. Это могут быть, например, процент по безрисковым ценным бумагам, гарантированным правительством США, или текущая ставка дохода по иным казначейским векселям и облигациям. Что же касается Украины, то здесь фондовый рынок, на котором обращаются гарантированные правительством облигации, не в полной мере отражает реальные предпочтения хозяйствующих агентов. Так, облигации внутреннего государственного займа нельзя назвать безрисковыми из-за их низкой доходности (поданным первых аукционов 2011 г., приблизительно 7—8% годовых в номинальном исчислении ~). а также из-за отсутствия у хозяйствующих агентов доверия к государственным институтам. Это подтверждают международные рейтинговые агентства, поданным которых в начале 2011 г. суверенный кредитный рейтинг Украины в национальной валюте определен как ВВ минус.