Совершенствование системы налоговой амортизации
Как следует из таблицы 5, в условиях высокой инфляции и низких темпов роста экономики нормы налоговой амортизации, рассчитанные на основе даже минимально допустимых сроков полезного использования объектов основных средств, меньше нейтральных норм. Более того, тот способ индексации, который предусмотрен Налоговым кодексом Украины (с использованием индекса потребительских цен и порога индексации на уровне 10%), не позволяет предприятиям достичь точки нейтральности (по отдельным группам объектов), в силу чего налог на прибыль предприятий фактически дестимулирует инвестиции в основные средства.
На основе полученных результатов можно сформулировать такие общие принципы построения нейтральной системы налоговой амортизации:
1)при разработке системы налоговой амортизации следует руководствоваться принципом налоговой нейтральности как исходным критерием для определения грани между стимулированием и дестимулированием инвестиционной деятельности предприятий;
2) разработка классификации объектов основных средств должна учитывать закономерности изменения их реальной стоимости вследствие старения (реальную экономическую амортизацию);
3) при выборе того или иного варианта политики налоговой амортизации необходимо учитывать факторы инфляции и темпов реального экономического роста.
С учетом сформулированных принципов, а также возможных вариантов развития экономики Украины можно предложить такие мероприятия, направленные на достижение инвестиционной налоговой нейтральности.
При оптимистичном варианте развития экономики Украины, когда экономический рост поддерживается в пределах 5-7% в год, а индекс цен инвестиций в основной капитал не превышает 10%, целесообразно использовать механизм ускоренной амортизации без индексации. Такой тип политики будет предоставлять хозяйствующим агентам дополнительные ресурсы для расширенного воспроизводства, что важно на стадии экономического роста, когда перед предприятиями открываются хорошие перспективы ускоренного развития производства. При этом некоторое снижение их прибыльности не окажет существенного влияния на суммы, поступающие в бюджет.
При пессимистичном варианте - низких темпах экономического роста и высоком индексе цен инвестиций в основной капитал (что соответствует условиям, сложившимся в последние годы в экономике Украины) - применение ускоренной амортизации не целесообразно. В такой ситуации лучший результат дают нормы налоговой амортизации, равные нормам реальной экономической, с последующей индексацией стоимости объектов основных средств. Такая политика в целом может считаться приемлемой на стадии экономического спада, когда инвестиционные перспективы предприятий не благоприятны. В период кризиса, когда хозяйствующие агенты несут значительные убытки, некоторое увеличение прибыли за счет уменьшения налоговой амортизации можно считать оправданным как для самих предприятий, так и для государства.