Совершенствование системы налоговой амортизации
Нередко в качестве ставки дисконтирования используют реальную учетную ставку центрального банка. Однако она является инструментом денежно-кредитной политики, и в сложившихся в Украине условиях ее использование в финансовых расчетах не целесообразно. Так, в 2010 г. учетная ставка НБУ составила,75% (на конец периода), при росте цен на промышленную продукцию на 18,7% и потребительских цен на 9,1%.
Поэтому далее в расчетах в качестве ставки дисконтирования предлагается использовать реальный темп роста ВВП Украины. Увеличение ВВП за конкретный период отражает рост реальных доходов от факторов производства и может рассматриваться в качестве измерителя средней доходности от альтернативных вариантов вложения денежных средств, определяющей в том числе и текущие временные предпочтения хозяйствующих агентов.
В качестве индекса инфляции предлагается использовать индекс цен инвестиций в основной капитал, поскольку он наиболее точно отражает изменение стоимости объектов основных средств вследствие общего роста цен.
Теперь единственным неизвестным показателем, необходимым для расчетов норм нейтральной налоговой амортизации в Украине, остаются нормы реальной экономической амортизации. На сегодня они рассчитаны для таких стран, как США и Канада. В дальнейших расчетах предлагается использовать нормы реальной экономической амортизации, рассчитанные Бюро экономического анализа (ВЕА) США. Это связано с тем, что рассчитать украинские нормы экономической амортизации проблематично. Во-первых, для проведения исследований, направленных на оценку норм реальной экономической амортизации в условиях Украины, необходимо наличие развитого рынка подержанных активов, который пока отсутствует. Во-вторых, такие работы трудоемки и долговременны. С подобными проблемами в части норм реальной экономической амортизации столкнулись и ученые РФ. Они тоже для целей анализа позаимствовали нормы реальной экономической амортизации для отдельных классов активов, разработанные в США.
Нейтральная система налоговой амортизации предполагает разработку новой классификации основных средств, объединяющей в отдельных группах виды объектов основных средств с приблизительно одинаковой нормой экономической амортизации. Для ее построения был проведен кластерный анализ с использованием алгоритма k-теап, в ходе которого объекты основных средств были распределены по группам в соответствии с графиками реального изменения их стоимости (реальной экономической амортизации) и сроками их полезной эксплуатации.
По итогам кластеризации были получены 8 групп объектов основных средств и соответствующие им нормы экономической амортизации, а также усредненные сроки их полезной эксплуатации (табл. 2).
Таблица 2
Обобщенные результаты кластеризации объектов основных средств
Группы |
Состав группы |
Норма экономической амортизации (по данным ВЕА) |
Срок полезной эксплуатации актива |
1 |
Непроизводственные здания и сооружения |
1.72 |
54 |
2 |
Производственные здания и сооружения |
3,13 |
33 |
3 |
Паровые двигатели, турбины, генераторы, трансформаторы |
5.54 |
30 |
4 |
Самолеты |
8,25 |
20 |
5 |
Специальное производственное оборудование |
11,06 |
16 |
6 |
Сельскохозяйственная техника (кроме тракторов); инструменты, приборы, инвентарь |
12,63 |
13 |
7 |
Прочие виды оборудования и транспортные средства |
16,61 |
10 |
8 |
ЭВМ, офисное оборудование, легковые автомобили |
32,26 |
7 |