Прогнозный финансовый анализ
М. Портер определил также ряд факторов, характеризующих интенсивность конкуренции:
• большое количество конкурентов или примерное равенство их сил;
• медленный рост отрасли (сферы бизнеса);
• высокий уровень постоянных издержек в виде амортизационных отчислений и накладных расходов;
• отсутствие дифференциации, т. е. издержек конверсии;
• быстрый рост производственных мощностей;
• выбор эффективных стратегий и др.
Товары-субституты (заменители) ограничивают возможности извлечения прибыли на конкурентном рынке. Появление таких товаров в данной отрасли способствует установлению потолка цен, которые могут запросить компании без снижения своей нормы прибыли.
Чтобы обнаружить товары-заменители, необходимо найти другие изделия, выполняющие аналогичные функции.
Покупатели вступают в конкуренцию с отраслью (сферой бизнеса), стремясь уменьшить цены, приобрести товары (услуги) более высокого качества за счет выбора подходящих продавцов. Все эти процессы происходят за счет генерируемой в отрасли прибыли. Приоритетность каждой из наиболее важных групп потребителей в отрасли зависит от факторов, которые отражают рыночную ситуацию.
Группа покупателей обладает большим влиянием на рынке, если соответствует следующим критериям:
• она ориентирована на приобретение больших групп товаров относительно объемов продаж поставщиков;
• продукция, которую она приобретает, представляет важную часть закупок в соответствующей отрасли;
• продукция, которую она покупает, стандартизирована или не дифференцирована;
• она нечувствительна к затратам на конверсию;
• ее норма прибыли на вложенный капитал незначительна;
• она располагает представительной информацией о состоянии товарного рынка;
• другие критерии (степень надежности продукции для покупателей, диапазон ее применения, степень однородности изделий и т. д.).
Сила воздействия поставщиков заключается в том, что они могут:
• повысить цену на свои товары;
• снизить качество поставляемых изделий и услуг.
Силу поставщиков определяют:
• наличием крупных предприятий-изготовителей;
• отсутствием заменителей поставляемых товаров;
• ситуацией, в которой влияние потребителя продукта является незначительным;
• приоритетным значением поставляемых товаров в общем объеме потребляемых экономических ресурсов;
• способностью присоединить компанию-покупателя посредством вертикальной интеграции.
М. Портер предложил три основные стратегии, имеющие универсальный характер и применимые в отношении любой конкурентной силы: преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование (особое внимание).
Чтобы удовлетворять первому условию, компания должна формировать издержки на более низком уровне, чем у конкурентов. Дифференциация означает создание товара (услуги) с уникальными свойствами, которые чаще всего закреплены торговой маркой. Часто уникальность изделия не идет дальше простой декларации, тогда можно констатировать мнимую дифференциацию. Данная стратегия получила широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине XX в. по причине насыщения и индивидуализации потребительского спроса.
Фокусирование — концентрация внимания на одном из сегментов рынка или на приоритетной группе потребителей (например, на обеспеченных покупателях или на покупателях с низкими доходами).