Прогнозный финансовый анализ
1.Будущие цели (на всех уровнях управления и во многих измерениях).
2.Предположения (в отношении самой компании и отрасли, в которой она оперирует).
3.Текущая стратегия (как компания участвует в конкуренции в настоящий момент).
4.Возможности (сильные и слабые стороны компании).
М. Портер выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли (сфере бизнеса):
1.Проникновение новых конкурентов.
2.Угроза появления на рынке товаров-субститутов, произведенных на иной технологии.
3.Возможности покупателей.
4. Возможности поставщиков.
5. Конкуренция между компаниями, укрепившимися на рынке.
Взаимосвязи между пятью силами конкуренции, по М. Портеру, можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.12).
Конкурентные (деловые) стратегии формируют исходя из понимания правил конкуренции, действующих в отраслях экономики (сферах бизнеса) и определяющих их привлекательность для товаропроизводителей.
Цель конкурентной стратегии — изменение этих правил в пользу своей компании. Раскроем содержание пяти сил конкуренции по Портеру.
Потенциальные конкуренты способствуют росту производственных мощностей в отрасли, что может вызвать падение цен или повышение издержек. В конечном итоге происходит снижение их нормы прибыли на вложенный капитал.
М. Портер выделил шесть основных препятствий для проникновения на рынок новых конкурентов:
1.Экономия на масштабах производства, которая означает уменьшение производственных затрат на выпуск единицы продукции (услуг) по мере роста объемов производства в единицу времени.
2.Дифференциация продукции, означающая, что действующие в отрасли компании имеют известные торговые марки и опираются на менталитет покупателей данной разновидности товара (который является результатом маркетинга или существует по традиции, поэтому новые конкуренты должны затратить немало усилий, чтобы преодолеть устойчивое предпочтение покупателей).
Потребность в капитале, которая затрудняет начало дела в случаях, когда для ведения конкурентной борьбы необходимы значительные средства (данное препятствие может возрастать в зависимости от действия фактора неопределенности на товарном рынке).
4.Издержки конверсии выражают единовременные затраты покупателей, связанные с заменой поставщиков (данные издержки могут включать приобретение нового оборудования, обучение персонала, необходимость технического обслуживания, новый дизайн продукции и риск приостановки производства).
5.Дефицит каналов распределения, который может воспрепятствовать появлению новых конкурентов в торговле (новым участникам рынка приходится прибегать к снижению цен, увеличению расходов на рекламу и другим мерам, чтобы убедить торговые фирмы принять их продукцию, что в конечном итоге снижает ее доходность).
6.Ряд препятствий в форме дополнительных затрат, не связанных с экономией на объемах производства, а обусловленных наличием в отрасли определенных преимуществ (в число таких препятствий входят патентованная технология производства, доступ к дешевому сырью, выгодное месторасположение производителя и др.).
Конкуренция среди действующих на рынке компаний соответствует устоявшимся схемам достижения благоприятного положения. Данные схемы включают традиционные тактические приемы (например, предложение товаров по сниженным ценам, рекламные кампании, предложение больших масс товаров, предоставление покупателям дополнительных услуг и гарантий).