Прогнозный финансовый анализ
Модель «Мак-Кинси 7S» нельзя считать чисто стратегической, это скорее способ осмысления проблем, связанных с реорганизацией или развитием предприятия. Многофакторную модель разработала компания McKinsey по заказу американской корпорации General Electric. По мнению специалистов McKinsey, наиболее важными для развития компании являются следующие факторы:
1.Стратегии (strategy).
2.Навыки (skills).
3.Общепризнанные ценности (shared values).
4.Структуры (structure).
5.Системы (systems).
6.Кадры (staff).
7.Стиль (style).
В любом случае, когда компания собирается изменить свое организационное управление, семь составляющих колеблются именно в такой последовательности.
Взаимосвязь основных факторов развития компании показана на рис. 1.11.
Как следует из рис. 1.11, на первом этапе определяют стратегию компании. Следующий шаг состоит в том, чтобы установить, в чем преимущества предприятия, какие навыки необходимо развить или приобрести, для того чтобы стратегия была реализована. После этого целесообразно выяснить, что требуется изменить в оставшихся пяти факторах, чтобы все новации дали положительный результат.
Общепризнанные ценности связаны с тем, что представляется главным в компании, т. е. с ключевыми обстоятельствами, которые по общему признанию имеют решающее значение для ее выживания и успеха в бизнесе. К ним относят деловые отношения между сотрудниками и мотивацию их труда.
Структуры — организационные схемы, система субординации и описание работ (должностные инструкции).
Системы — потоки работ, процедуры их выполнения, учет, планирование и контроль в компании.
Кадры — компания определяет, какие именно сотрудники и в каком качестве ей необходимы.
Стиль — личный стиль руководителей компании и характер поведения ее участников.
В данной модели навыки играют роль интегрирующего фактора. Поэтому организационные изменения начинают с разработки стратегии, а затем на ее основе определяют наиболее важные навыки. После этого устанавливают, какие изменения следует внести в другие элементы модели «Мак-Кинси».
Модель не претендует на то, чтобы дать четкие рекомендации по развитию бизнеса или разработке стратегии, но она дает целостное представление о развитии компании, т. е. имеет познавательное значение.
Конкурентный анализ дает представление о положении компании на рынке товаров, услуг.
Он включает два основных этапа:
• определение потенциальных конкурентов в отрасли (сфере бизнеса);
• установление основных вариантов конкурентных стратегий и развития рынка.
Основателем и признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер.
Задачей конкурентной стратегии, по Портеру, является приведение компании в такое состояние, при котором она может в полной мере использовать свои преимущества. Поэтому можно сделать вывод, что глубинный анализ конкуренции служит важной предпосылкой формирования стратегии компании.
По Портеру, конкурентный анализ предполагает выполнение четырех диагностических процедур: