Анализ прибыли
100
где, Пр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»;
В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;
Вц – показатель изменения выручки от реализации под влиянием цены;
Rр – рентабельность продаж в базисном периоде.
Показатель Вц находится по формуле (3.7.):
В1
Вц = В1 – (3.7.)
Jц
Где, Jц – индекс цен.
Используя данные предприятия, рассчитываем влияние на прибыль от реализации фактора «Выручка от реализации».
Показатель Вц в отчетном году (в соответствиями с расчетами предприятия) составил 131699.12. Влияние фактора «Выручка» составило – 4067.08 ([(103258 – 131699.12) х 14.30]: 100%). Однако следует отметить, что не всегда получение большей выручки от реализации определенных видов продукции говорит о большей величине полученной прибыли.
Расчет влияния фактора «Себестоимость реализации» осуществляется по формуле (3.8.) [45]:
В1 х (УС1 – УС0)
Пр(с) = (3.8.)
100
где, УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах.
В отчетном году влияние фактора «Себестоимость реализации» составило
-26907.06 ([260223х (-10.34)]: 100%)
Для расчета влияния факторов «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы» используются формулы, аналогичные предыдущей:
В1 х (УКР1 – УКР0)
Пр(кр) = (3.9.)
100
и В1 х (УУР1 – УУР0)
Пр(ур) = (3.10.)
100
В 2005 году влияние фактора «Коммерческие расходы» составило +962.83
[(260223 х 0,37): 100%], а влияние фактора «Управленческие расходы» составило: +35364.31 [(260223 х 13.59): 100%].
Обобщим расчет влияния указанных факторов на величину прибыли от реализации в табл. 3.5.
Таблица 3.5. Сводная таблица влияния факторов на величину прибыли от реализации продукции
Показатели – факторы |
Сумма, руб. |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) |
– 4067.08 |
Себестоимость реализации продукции (работ, услуг) |
– 26907.06 |
Коммерческие расходы |
+ 962.83 |
Управленческие расходы |
+35364.31 |
Влияние на прибыль от реализации |
+ 5353.00 |
Из табл. 3.5. видно, что наибольшее влияние на прибыль от реализации продукции оказало увеличение управленческих расходов на 35363 тыс. руб. (сила влияния этого фактора составила + 35364.31). Также значительное влияние на прибыль от реализации продукции оказал рост себестоимости на 61195 тыс. руб. (сила влияния этого фактора – 26907.06). Незначительное влияние оказал рост выручки от реализации на 103258 тыс. руб. (сила влияния фактора составила – 4067.08).
Таким образом, в отчетном году наибольшее влияние на изменение величины прибыли от реализации продукции оказали изменения величин управленческих расходов и себестоимости реализованной продукции.
Анализируя реализацию на внутреннем рынке, сопоставим плановые и фактические данные по продажам.
Выберем для этого пять изделий: окна, двери-1 сорт, двери- 2 сорт, стулья кухонные, столы, указанных в табл. 3.6.
Таблица 3.6. Реализация отдельных видов продукции за 2005 год, тыс. шт.
Наименование продукции |
План за 2005 г. |
Фактически |
Отклонения | |||
2004 |
2005 |
факт от плана |
факт от предыдущего года |
план от предыдущего года | ||
Окна |
225 |
274 |
280 |
+ 49 |
– 6 |
– 55 |
Двери 1 сорт |
440 |
430 |
425 |
– 10 |
+ 5 |
+ 15 |
Двери 2 сорт |
52 |
68 |
75 |
+ 16 |
– 7 |
– 23 |
Стулья кухонные |
560 |
500 |
542 |
– 60 |
– 42 |
+ 18 |
Столы |
128 |
100 |
134 |
– 28 |
– 34 |
– 6 |