Анализ прибыли

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, расчет абсолютных отклонений).

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет удельных весов).

3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

4. Исследования влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение по формуле (3.1.) [20]:

П = П1 – П0, (3.1.)

где

П0 – прибыль базисного периода,

П1 – прибыль отчетного периода,

П – изменение прибыли.

Например, абсолютное отклонение выручки от реализации продукции (работ, услуг) в отчетном году составило – 103258 тыс. руб. (260223 – 156965), что свидетельствует об ее сокращении в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

2. Темп роста (Т) находится по формуле (3.2.):

П1

Т= х 100% (3.2.)

П0

Темпы роста выручки от реализации составил 165.78% (260223: 156965), что также свидетельствует о снижении выручки в отчетном году.

3. Уровень каждого показателя в выручке от реализации (в%) находится по формуле (3.3.):

Уровень каждого Показатель в выручке

показателя = – – – – – – – – – – – – (3.3.)

Выручка от реализации

Например, в отчетном периоде уровень себестоимости реализации в выручке составил 74.98% [(195123: 260223) х 100%], что говорит о «значительной» доле затрат в общей массе выручки от реализации.

Указанные показатели рассчитываются в отчетном и базисном периодах.

4. Изменение структуры находится по формуле (3.4.):

У = УП1 – УП0 (3.4.)

где

УП1 – уровень отчетного периода,

УП0 – уровень базисного периода,

У – изменение структуры.

Уровень себестоимости реализации в выручке в 2004 году составил 85.32% [(133928: 156965) х 100%]. Следовательно, изменение структуры этого показателя составило – 10.34% (74.98% – 85.32%).

5. Проведение факторного анализа.

На сумму прибыли отчетного периода влияют все показатели – факторы, ее определяющие. Составим факторную модель в виде формулы (3.5.) [20]:

Пб = В-С – КР – УР +%пол. -%упл. + Др.Д + Пр.Д – Пр.Р + Вн.Д – Вн.Р. (3.5.)

где

В-выручка от реализации продукции;

С – себестоимость реализации продукции;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

%пол. – проценты к получению;

%упл. – проценты к уплате;

Др.Д – доходы от участия в других организациях;

Пр.Д – прочие операционные доходы;

Пр.Р – прочие операционные расходы;

Вн.Д – внереализационные доходы;

Вн.Р – внереализационные расходы;

Пб – балансовая прибыль.

Величина балансовой прибыли в 2004 году составляет 20072 тыс. руб. (156965–133928–596+14+56+237–2676).

Проведем анализ различных видов прибыли ООО «Заря», применяя вышеназванные приемы в табл. 3.1. Анализ проведем в ценах 2005 года.

Таблица 3.1. Анализ различных видов прибыли, тыс. руб.

Показатели

прибыли

2004 год

2005 год

Абсолютное отклонение

Удельный вес, в %

Отклонение, в %

       

2004

2005

 

Прибыль (убыток) от реализации

Прибыль

(убыток)

от финансово-хозяйственной деятельности

Прибыль (убыток)

отчетного периода

Нераспределенная прибыль отчетного периода

22441

22511

20072

14826

27794

27308

22421

16111

+ 5353

+ 4797

+ 2349

+ 1285

14.29

14.34

12.79

9.45

10.68

10.49

8.62

6.19

-3.61

-3.85

-4.17

-3.26

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6