Территориальная перспективная карта с интересами
– Создание промышленных систем для нефте- и газодобывающей отрасли (проектирование и производство бурового оборудования, создание необходимого программного обеспечения, поставщики комплектующих, перевозчики негабаритных грузов и пр). Локализация: г. Орск, г. Оренбург, г. Бузулук.
– Производство энергосберегающего оборудования, в том числе для нужд области (производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, производство оборудования для ЖКХ, социальной сферы региона), города Медногорск, Оренбург.
– Биофармацевтический кластер (от разработки лекарственных форм до производства и сбыта медикаментов). Локализация: г. Оренбург.
– Кластер по производству химической продукции – потребительских товаров и строительных материалов, дефицитных на российском рынке. Становление и развитие данного кластера полностью зависит от реализации перспективного инвестиционного проекта по развитию крупнотоннажной химии, использующего в качестве сырья продукцию газохимического завода в Оренбурге.
Важным условием успешности кластера является наличие конкурентного рынка, т. е. участники кластеры конкурируют между собой, но могут выступать под эгидой кластера на внешних рынках.
В соответствие с международным опытом эффективность кластеров повышается при наличии представительского органа, объединяющего участников кластера, а также механизмов контроля деятельности этого органа. Структура, которая представляет не отдельные предприятия, а кластер в целом осуществляет координацию деятельности участников кластера, маркетинговую политику, является оператором единой системы контроля качества продукции, взаимодействует с администрацией региона, поставщиками, естественными монополиями и пр.
Для того чтобы в приведенных выше сферах экономической деятельности сформировались кластеры в Оренбургской области должен быть использован комплекс мер универсальных (инвариантным к отраслевой специфике) механизмов:
– конкурсное субсидирование кластерных инициатив;
– льготы по региональным налогам;
– соинвестирование строительства необходимой инженерной инфраструктуры;
– создание промышленных парков, в которых стандартизированные производственные помещения сочетаются с офисами производственных компаний, а также и фирм, оказывающих услуги бизнесу (от консалтинга до клининга).
В рамках таких механизмов администрация области взаимодействует с представительским органом потенциального кластера.
Основным инструментом реализации кластерной политики должна стать региональная целевая программа «Кластерная политика в Оренбургской области».
Существующий опыт приграничного взаимодействия (в частности, на западных рубежах России) показывает эффективность создания специального органа для решения совместных проблем. В качестве подобного инструмента реализации всех предложенных выше направлений сотрудничества должен быть использован формат «еврорегиона».
Еврорегион, по своему определению, – структура, создаваемая в рамках стран ЕС или на приграничных с ЕС территориях. Граница Оренбургской области и Казахстана не имеет отношения к ЕС, поэтому будет использоваться термин «евразийский регион».
Цель создания евразийского региона – это развитие региональной и местной экономики, инвестиции, создание новых рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры; сотрудничество в сфере культуры, образования, развития национальных языков, экологии, совместная деятельность негосударственных общественных организаций.
Евразийский регион должен быть создан с участием приграничных муниципальных образований Оренбургской, Актюбинскоой и Западно-Казахстанской областей, но при использовании полномочий регионального уровня.
Совместные проекты в сфере экономики на 80–90 % инвестируются за счет частных инвестиций, а усилия и средства Евразийского региона направляются на создание необходимой инфраструктуры. Также Евразийский регион будет выступать органом, взаимодействующей с международными организациями (МБРР, МФК, ИБР, ЕС) по вопросам финансирования комплексных программы развития сельской местности; инициатив, направленных на проблемы водообеспечения; развития образования; повышения мобильности населения; повышение эффективности муниципального управления в приграничных территориях. Наиболее перспективным является сотрудничество с Европейским Союзом, в частности с институтом (European Neighbourhood Policy Instrument).
Собственные инвестиционные преимущества региона могут быть усилены за счет использования внешних возможностей, которые определяются:
– приграничным положением области. Региону может быть оказана федеральная поддержка в реализации стратегических проектов приграничных территорий. В случае укрепления российско – казахстанских отношений и межгосударственных отношений в рамках ШОС и ЕврАзЭС, ЕТС Россия-Казахстан-Белоруссия, Оренбургская область в большей степени, чем другие регионы сможет использовать его положительные эффекты.