Территориальная перспективная карта с интересами
Развитие Оренбургской области в решении задач дальнейшего инвестиционного развития.
Оренбургская область расположена на рубеже Европы и Азии, России и Казахстана, Урала и Поволжья (как по физико-географическим границам рубежам, так и экономической специализации). Следовательно, ключевые функции, позиционирующие регион в России и в мире – контактные в одних сферах и барьерные – в других. Этим определяются основные приоритетные (стратегические) направления взаимодействия региона с инвесторами.
Оренбуржье – это одна из ключевых для России территория с точки зрения сотрудничества со странами Центральной Азии и Казахстаном.
Через Оренбургскую область проходит оптимальный маршрут планируемого к строительству российского участка международного транспортного коридора Европа – Западный Китай. Оренбургский участок коридора обладает высокой значимостью не только с точки зрения реализации транзитного потенциала страны, но и как инфраструктуры, соединяющей восточные регионы Татарстан и другие регионы ПФО со странами ЦАР.
Оренбургская область – это исторически сложившийся центр межкультурной коммуникации, ареал центр, расположенный между странами Центральной Азии и высоко развитыми республиками в составе Российской Федерации с тюркскими титульными этносами. Это определяет стратегический приоритет целостности Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, а задача преодоления изъянов пространственной конфигурации региона должна позиционироваться не только как региональная, но и как федеральная.
Инвестиционное развитие Оренбургской области будет происходить на фоне следующих глобальных процессов и тенденций в будущем[27]:
1. Старение населения в развитых странах при опережающем росте численности населения в развивающихся странах и завершении демографического перехода в странах Центральной Азии.
Тенденция старения населения будет также характерна для России и Оренбургской области, особенно в той части жителей, проживающего на территории региона более чем в одном поколении. Завершение демографического перехода в странах Центральной Азии будет выражаться в виде тенденций к снижению интенсивности миграционного потока через область. Наиболее поздно завершится естественный прирост в Таджикистане, откуда Оренбургская область получит наибольший приток прямых и транзитных мигрантов в долгосрочном горизонте планирования.
2. Продолжение индустриализации Китая и Индии и закрепление за Азиатско-Тихоокеанским регионом главных локомотивов мирового экономического роста.
В настоящее время Китай уже вовлек в сферу экономического влияния большинство стран Юго-Восточной Азии, значительными темпами укрепляются экономические связи с приграничными странами Центрально-Азиатского региона. Интенсивная торговля с Китаем таких стран как Казахстан, Киргизия, Таджикистан существенно смягчила в них последствия мирового экономического кризиса. Однако в будущем Россия (в том числе и через проекты в Оренбургской области) может стать ключевым «противовесом» Китаю и необходимым для снижения экономической зависимости партнером для стран Центральной Азии, что предопределяет благоприятную конъюнктуру для сотрудничества.
3. Постепенное вовлечение в мировую хозяйственную систему в прошлом «закрытых» региональных рынков – государств африканского континента, отдельных стран Центральной и Южной Азии (Индия, Пакистан). Эти рынки могут изучаться и рассматриваться как перспективные для оренбургского бизнеса во второй половине прогнозируемого периода.
4. Постепенное снижение ценности углеводородного сырья с точки зрения обеспечения энергетической безопасности в мире в целом; снижение спроса на российские углеводороды на западном направлении экспорта в связи с политикой импортеров по повышению энергетической безопасности, в том числе, с вовлечением возобновляемых источников энергии.
Эта тенденция в совокупности с уменьшением объемов добычи углеводородов в области приведет к снижению «нефтяных и газовых» доходов бюджета региона, сформирует дополнительные вызовы для реструктуризации экономики.
5. Рост физической проницаемости мирового пространства; усиление миграции знания, капитала и труда; повышение значимости авиационного транспорта для грузо- и пассажироперевозок, особенно на дальние расстояния, при снижении роли автомобильного и железнодорожного транспорта.
Для Оренбургской области это означает потребность в активной миграционной и информационной политике, которая смогла бы привлечь в регион знания и навыки, а также в развитии инфраструктуры воздушного транспорта как наиболее перспективного в долгосрочном горизонте планирования.
6. Глобальная динамика природной среды и обострение связанных с этим рисков: обострение дефицита пресной воды, изменение агроклиматических условий жизни и хозяйственной деятельности темпами, превышающими адаптационные возможности экономики.