Территориальная перспективная карта с интересами
Оренбургская область соседствует с регионами, обладающими большими предпосылками для развития функций финансового центра ПФО (Республика Татарстан, Самарская область). В связи с этим основная задача развития региональной финансовой инфраструктуры – компенсировать «провалы рынка» в сфере привлечения и обслуживания инвестиционных ресурсов, а также снятие лимитирующих факторов развития приоритетных секторов экономики области.
Для решения этих задач требуется консолидация ресурсов действующих в области банков с региональным участием и повышение эффективности их использования, в том числе, за счет использования финансовых продуктов широкого спектра.
В первую очередь, это развитие льготного ипотечного кредитования, что вместе с активным финансированием по линии региональных целевых программ жилищного строительства позволит повысить обеспеченность жильем до 40 м2 на чел.
Одним из ключевых инструментов стимулирования экономического развития станет долгосрочный лизинг оборудования.
Еще один сложный финансовый продукт, который предполагается интенсивно внедрять в банковские практики – это факторинг. Его различные виды помогают предприятиям защититься от комплекса рисков, связанных с отсрочкой платежа, дают возможность оперативного пополнения оборотных средств, и финансирования заказов под уступку будущих денежных требований и др. Также должен проводиться обучение сотрудников «региональных» банков технологиям управления сложными финансовыми продуктами и технологиям взаимодействия с малым бизнесом.
Развитию приоритетных секторов экономики должен способствовать создание и функционирование целевых фондов. В области должен быть создан региональный венчурный фонд, консолидирующий средства, бюджет которого на начальном этапе будет пополняться за счет взносов крупного бизнеса и региональный бюджет, а впоследствии – за счет прибыли от инновационных проектов. Приоритетные направления для финансирования из фонда: создание новых лекарственных форм и производство медикаментов, разработка и внедрение новых технологий сельскохозяйственного производства, проектирование и внедрение новой продукции в машиностроении и др.
Инвестиционную направленность (в первую очередь, в инфраструктурные проекты) получит деятельность регионального пенсионого фонда.
Должен быть создан фонд микрофинансирования КФХ и народные промыслы, функционирование которого подразумевает в том числе вовлечение небанковских сбережений населения (средства, которые держат «на руках»). Нужно создание отделений фонда в межрайонных центрах системы расселения, а также в поселениях с высокой концентрацией потенциальных объектов финансирования.
Еще одним инструментом развития приоритетных секторов экономики, в частности агропромышленного комплекса, является создание оренбургской страховой компании с участием региональной администрации. К софинансированию развития страхования рисковых отраслей экономики могут быть привлечены также средства международных организаций, в частности, Европейского банка реконструкции и развития.
Помимо повышения эффективности управления финансовыми институтами, полностью или частично контролируемыми региональной властью, региональной властью должны быть приложены усилия по созданию среды, привлекательной для открытия в Оренбуржье филиалов иностранных банков. Одним из ключевых элементов такой среды станет создание регионального бюро кредитных историй, задача которого – фиксировать кредитные истории не только крупных и средних, но и малых предприятий.
4. Кластерная политика
«Кластер» определяется как сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих и / или специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других образовательных организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и организаций, а также кластера в целом.
Основанием для формирования и развития являются:
– потенциал технологически обусловленных взаимодействий (ресурсная база, снабжение, производство и сбыт, услуги) и снижения транзакционных издержек;
– возможности использования единой инфраструктуры;
– выгоды от информационного взаимодействия между участниками кластера с целью разработки и внедрения технологических, организационных и других инноваций;
– перспективы усиления конкурентных позиций на рынках сбыта; преимущества единой маркетинговой политики (брендинг, бенчмаркетинг и пр.).
На территории области сложились предпосылки для формирования кластеров в следующих сферах (ранжированы по убыванию «готовности» отраслей к формированию кластера):
– Агропромышленный кластер, включающий производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, организацию дистрибуции и сбыта, разработка комплексных агрономических решений для сухостепных территорий, разработку экологически чистых продуктов питания, производство сельскохозяйственной техники, производство тары и упаковки, поставки минеральных удобрений, оборудования для пищевой промышленности и ингридиентов для продуктов питания и пр. Локализация: г. Оренбург, Соль-Илецкий район, все административные районы со сельскохозяйственной специализацией и города, обладающие сравнительными преимуществами в производстве продуктов питания.