Территориальная перспективная карта с интересами
3) Специальные правовые режимы осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В случае принятия Федерального Закона о зонах территориального развития нужно создание такой зоны на территории Оренбургской области. Основанием для распространения действия данного закона на Оренбургскую область является ее приграничное положение и устойчивый миграционный отток, наблюдавшийся в течении последних 5 лет. Предполагаемая локализация зоны – города Бузулук, Медногорск, Соль-Илецкий район.
4) Включение города Медногорск в программу по созданию технопарков (специализация – производство энергосберегающего оборудования) по линии Минкомсвязи, а также привлечение дополнительного финансирования в рамках возможных инициатив федерального центра по энергосбережению.
5) Оренбургская область может также участвовать в федеральных программах по стабилизации ситуации и развитию монопрофильных городов. Основной механизм развития – разработка и реализация комплексных инвестиционных планов и софинансирование из бюджетов всех уровней. Кроме этого, возможно привлечение федерального финансирования на использование частных механизмов, направленных на реструктуризацию экономики города и повышение эффективности функционирования градообразующих предприятий:
– переподготовки кадров с целью обучения их компетенциям необходимым для развития новых современных производств в приоритетных отраслях реального сектора. Для реализации комплекса мероприятий по переподготовке кадров планируется привлечения средств, выделяемых по линии Миздравсоцразвития на переобучение безработных.
– снижение тарифов на подключение к энергетическим мощностям объектов, построенных в результате реализации инвестиционных проектов,
– федеральное финансирование мероприятий, направленных на внедрение энергосберегающих технологий в ЖКХ и городском хозяйстве;
Для того чтобы повысить эффективность расходования федеральных средств, направляемых на развитие моногородов, в регионе должны создаваться трехсторонние комиссии (бизнес – муниципальные власти – профсоюзные организации).
В случае рецессии в экономике региона основной принцип содействия развитию моногродов – оказание помощи от региона в первую очередь населению и только потом – предприятиям. Ключевыми мерами поддержки населения моногородов в кризисный период должны стать: пролонгация выплат по кредитам населения (путем предоставления гарантий), увеличение объемов выплат жилищных субсидий и детских пособий.
6) Участие Оренбургской области в будущих проектах Фонда реформирования ЖКХ, которые в перспективе могут включать создание залогового земельного фонда, а также выделение и обустройство необходимой инфраструктурой земельных участков.
7) Для привлечения федерального финансирования развития малого бизнеса должно планироваться продолжение активного использования ресурсов программ Министерства экономического развития, интенсификация сотрудничества с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, участие в международных инициативах, таких как проект Gate2RuBIN в рамках Enterprise Europe Network.
Для оперативного реагирования администрации области на появление новых федеральных инициатив на базе представительства Оренбуржья в Москве будет осуществляться мониторинг федеральных инициатив и оценка возможностей участия в них Оренбургской области.
Система региональных институтов и инструментов развития должно быть направлено на повышение инвестиционной привлекательности Оренбургской области, а также на снятие лимитирующих факторов, препятствующих достижению стратегической цели.
1. Региональные целевые программы – один из ключевых инструментов развития – должен быть направлен на решение стратегических задач развития региона.
2. Инвестиционный маркетинг
Составление областного реестра инвестиционных площадок, а также подготовка наиболее эффективных площадок под привлечение инвесторов в приоритетных отраслях специализации. Подготовка и «маркетинг» площадок будет осуществляться одновременно по нескольким направлениям:
– вложения в инфраструктуру – подведение за счет транспортных и инженерных коммуникаций; благоустройство территории;
– подготовка инвестиционных предложений с проведенным анализом целевых рынков, оценкой рисков и пр.
– разработка для инвесторов, входящих на определенную площадку пакет мер институциональной поддержки (например, представление региональных гарантий, информационная и правовая поддержка с выделением земельных участков, особый режим администрирования привлекаемых инвесторов и реализуемых ими проектов).
Реестр инвестиционных площадок и инвестиционных предложений (от готовых бизнес-планов до проектных предложений) должен находится в широком доступе, в том числе онлайн и регулярно обновляться.
3. Региональные финансовые институты