О состоянии и перспективах совершенствования системы налогообложения в страховой сфере
- необходимо подходить к страхованию системно как отрасли экономики, а не ведомственно (дорожный фонд - дорожный налог, пенсионный фонд - пенсионный налог и т. д.) - принцип системности,
- система налогообложения должна способствовать не стагнации, а развитию страхового рынка - принцип развития,
- система налогообложения должна быть преемственной, т. е. принимаемые законы не должны ухудшать положения страхователей и страховщиков по сравнению с действующим законодательством - принцип преемственности,
- система должна создавать стимулы для развития социально-значимых видов страхования: долгосрочного страхования жизни, пенсий, от несчастного случая, медицинского страхования - принцип социальной защиты,
- система должна учитывать уровень социально-экономического развития страны. Нельзя слепо копировать опыт других стран - принцип адекватности.
4. 2. Для координации усилий по разработке страхового налогового законодательства и выработке единых методологических подходов следует завершить формирование рабочей группы из представителей ВСС и ГНС в кратчайшие сроки. Отработать такой механизм разработки и принятия нормативных актов по страховому налоговому законодательству, при котором ни один проект закона или нормативного акта, касающийся налогов в страховой сфере, не проходил бы без рассмотрения этой рабочей группой.
4. 3. Для реализации концепции развития налоговой системы страхования восстановить при Правительстве РФ Экспертный совет (Комиссию) по страхованию. А для осуществления экспертизы разработанных налоговых документов сформировать в составе Совета (Комиссии) экспертную группу.
4. 4. Особое внимание уделить подготовке и принятию Налогового кодекса РФ как базового документа, регламентирующего налогообложение в страховой сфере.
4. 5. Принять Постановление Правительства РФ по отнесению на себестоимость суммы страховых взносов в размере 3 %.
4. 6. Внести ряд изменений и поправок в проект закона «О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды».
4. 7. Особое внимание обратить на развитие долгосрочного страхования жизни как источника инвестиционных ресурсов в российскую экономику и элемента системы социальной защиты населения России. Для этого необходимо принять Постановление Правительства РФ «О развитии долгосрочного страхования жизни в России», внести изменения в Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» в части освобождения от подоходного налога суммы взносов, уплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни, прекратить законодательное противопоставление негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, занимающихся пенсионным страхованием, в части отнесения страховых взносов на себестоимость, рассмотреть вопрос о возможности проведения долгосрочного страхования жизни в валюте.
Принятие указанных мер позволит развить российский страховой рынок как стратегически важный сектор национальной экономики. И тем самым способствовать становлению социально-ориентированной рыночной экономики в России.
Николенко Н. Н., кандидат экономических наук,
Макаров Р. И., Всероссийский Союз страховщиков
О проекте федерального закона «О взносах в государственные внебюджетные фонды»
Анализ предложений по изменению налогового законодательства, представленных Правительством в Государственную Думу, вызывает опасение, что главный упор предлагаемых нововведений сделан не на выведение из «тени» укрываемых от налогообложения капиталов (на наш взгляд главным резервом увеличения налоговых поступлений), а на усиление налоговой нагрузки на потребление населения. Не исключением является и проект федерального закона «О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды».