О состоянии и перспективах совершенствования системы налогообложения в страховой сфере
Таким образом, единого понятия выручки нет. Отсюда вытекают все проблемы с налоговыми органами. Всероссийским союзом страховщиков совместно с Госналогслужбой и Департаментом страхового надзора Министерства финансов был подготовлен проект нового 491-го Постановления, где были четко определены все эти понятия для страховых компаний, однако оно не было до сих пор принято.
О налоге на добавленную стоимость и отчисления в фонды пожарной безопасности.
В соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» освобождены от уплаты НДС операции по страхованию и перестрахованию. Однако их перечня нигде нет. Поэтому у страховщиков и перестраховщиков возникают проблемы с налоговыми органами. Необходимо этот перечень внести в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 июля 1996 года № 789 «О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании» страховщики отчисляют 5 % в Фонд противопожарной безопасности за счет себестоимости. Однако налоговые органы не всегда признают правомерность этих действий, т. к. данный вопрос не нашел своевременно своего отражения в Постановлении Правительства РФ № 491. Соответствующие изменения внесены в данное Постановление 7 июля 1998 года. Однако они вступают в силу только с 1 января 1999.
О проекте Налогового кодекса.
Проект Налогового кодекса перспективен, дает реальные стимулы к развитию страхового рынка. Рабочая группа Комитета Госдумы по бюджету и финансам трижды обсуждала раздел кодекса, связанный с налогообложением прибыли предприятий. В ходе работы совместными усилиями представителей ВСС, Департамента страхового надзора, Госналогслужбы, депутатов Государственной Думы были найдены оптимальные пути решения по:
- составу затрат и доходов страховых организаций;
- отнесению на издержки производства уплаченных предприятиями сумм страховых взносов;
- налогообложению прибыли иностранных юридических лиц.
Однако принятие Налогового кодекса откладывается на неопределенный срок.
Есть целый ряд нерешенных вопросов по подоходному налогу, по социальному налогу и дорожному налогу. Вопрос о социальном налоге должен рассматриваться комплексно, в неразрывной связи с проведением пенсионной реформы. Если суммы страховых взносов по страхованию жизни включаются в именной пенсионный лицевой счет, то необходимо брать социальный налог. А если не включаются - то нельзя.
По подоходному налогу проект Налогового кодекса существенно ухудшает положение страхователей по сравнению с действующим законодательством.
Итак, вывод из всего вышесказанного напрашивается один: нет системного подхода и стимулов к развитию страхового рынка, отсутствует методологическая база по разработке законодательных и нормативных документов, касающихся вопросов страхования. Везде присутствует отраслевой подход. Это губит страховой рынок России, а ведь мировая практика показывает, что страхование - инвестиционный «локомотив», обеспечивающий до 40 % инвестиций в экономику развитых стран.
Пути решения налоговых проблем в страховой сфере.
4.1. Необходимо решить методологические проблемы налогообложения в страховой сфере. Для этого необходимо разработать принципы построения системы налогообложения: