О состоянии и перспективах совершенствования системы налогообложения в страховой сфере
Страхователи - физические лица.
Согласно Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» в совокупный облагаемый подоходным налогом годовой доход не включаются суммы страховых выплат физическим лицам:
по обязательному страхованию;
по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования);
по договора добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая;
в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц.
Во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, и по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам.
Такое включение в облагаемый доход страховых взносов по корпоративным договорам долгосрочного страхования жизни не совсем правильно, и идет в разрез с общемировой практикой.
Страховщики.
О налогообложении прибыли.
Страховщики уплачивают налог на прибыль в соответствии с Законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций». При этом они руководствуются Постановлением Правительства РФ № 491 от 16 мая 1994 года «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками», в котором дано определение выручки как доходной составляющей, за вычетом выплат и отчислений в резервы. Затем идет определение расходов. Такой подход порождает множество проблем.
Логичнее была бы совершенно другая структура:
1 раздел - доходы, 2 раздел - расходы, 3 раздел - выручка (прибыль).
Примеров по разночтению выручки можно привести массу. Так, в Инструкции ГНС № 30 от 15 мая 1995 года «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» налог платился в соответствии с п. 1 раздела 1. Однако изменение № 6 в Инструкцию № 30 от 27 марта 1997 года самопроизвольно отменило Постановление Правительства РФ № 491, включив в сумму выручки пункт 2 раздела 1 (прочие доходы).
А Закон РФ от 26 февраля 1997 года № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» отменил действие Закона РФ «О дорожных фондах», установив размер отчислений в 2, 5 % вместо 0, 4 % от выручки.
А что касается определения выручки для определения норм на представительские расходы и рекламу (Письмо Министерства финансов РФ № 94 от 2 октября 1992 года), то здесь возникает вообще путаница: в соответствии с этим письмом выручка - это разность между страховыми взносами, страховыми выплатами и страховыми резервами. Однако для других хозяйствующих субъектов для определения норм расходов на рекламу и представительские расходы - это объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата.
Есть письмо Департамента страхового надзора от 8 июня 1994 года № 03/2–7, в котором указано, что для определения расходов на рекламу и представительских расходов используется показатель суммы страховых взносов. Письмо было согласовано с заместителем министра финансов, однако налоговые инспекции на местах говорят, что оно не зарегистрировано в Министерстве юстиции, и считают выручку в соответствии с Постановлением № 491.