О состоянии и перспективах совершенствования системы налогообложения в страховой сфере
На сегодняшний день одним из важнейших факторов, препятствующих развитию национального страхования, является несовершенство системы налогообложения в страховой сфере, так как именно понятие «страховая сфера» охватывает всех субъектов национального страхового рынка: страхователей, страховщиков-перестраховщиков, а также взаимоотношения между ними.
История мирового развития страхования наглядно демонстрирует: для развития страхового рынка необходимы как правовые, так и экономические стимулы для всех участников страхового процесса.
Современные проблемы налогообложения в страховой сфере.
Корпоративные страхователи.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 года «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» на себестоимость в размере 1 % от объема реализуемой продукции (работ, услуг) относятся платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию.
Однако для дальнейшего развития страхового рынка необходимо установление 3% ставки включения в состав себестоимости затрат на проведение страхования. Как показывает опыт других стран (не только развитых, но и развивающихся), там приняты ставки 3 % - 5 %, а в некоторых включение в себестоимость затрат на страхование вообще не ограничиваются.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 мая 1997 года № 546 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации» от взносов в Фонд освобождаются суммы страховых платежей (взносов) работодателей, не превышающие в год 240 кратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенными с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет, и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, при отсутствии у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный Фонд РФ, а также по договорам страхования от несчастных случаев и медицинского страхования.
Таким образом, фактически взносы по многим, действительно необходимым хозяйствующим субъектам, видам страхования производятся из прибыли (ясно, что 1 % ограничения в большинстве случаев просто не хватает), при этом по долгосрочному страхованию жизни (основе «длинных» и дешевых инвестиционных денег для экономики всех ведущих стран) взносы облагаются еще и 28 % в Пенсионный фонд. Нет экономических стимулов для развития страхования хозяйствующих субъектов: никто не будет страховаться, платя взносы из чистой прибыли.