Исторический вопрос
2. Исходя из имеющихся оценок официального и неофициального товарооборота объем вмененного налога может составить 400 млрд. рублей в год в случае принятия в качестве базы для расчета:
- 1/3 от официально учтенного оборота предприятий торговли и нефинансовых услуг;
- до 30% от валового дохода предприятий финансового сектора (банки, инвестиционные, страховые компании, НПФ и пр);
- прогноза поступлений от недавно введенного налога на игорный бизнес.
Величина сбора для каждого конкретного предприятия определяется путем распределения плановой суммы в 400 млрд. рублей между регионами и видами деятельности.
3. Годовой объем акцизов около 80 млрд. рублей (в федеральном бюджете - 80 млрд., а недосбор компенсируется учетом долей, передаваемых в регионы: например, 50% акцизов на спирт). Кроме того, здесь не учитывается потенциал увеличения собираемости акцизов (не менее 100 млрд. рублей), который можно будет задействовать за счет концентрации усилий налоговых органов и МВД на этом направлении вместо практически полностью отменяемого контроля за финансовой отчетностью налогоплательщиков.
Дополнительно вводится акциз на топливно-энергетические ресурсы из расчета 100 рублей за 1 тонну поставленного условного топлива (с дифференциацией по видам топлива и энергии). При производстве более чем в 1, 3 млрд. тонн условного топлива годовой объем акциза на ТЭР составит около 130 млрд. рублей. Данная ставка акциза соответствует, например, 10 коп. /1 литр бензина и 3 коп. /1 Квт. ч. электроэнергии, т. е. является минимальной.
4. Годовой объем импортных пошлин можно взять равным 20 млрд. рублей с учетом отличной их собираемости (в федеральном бюджете было заложено 27 млрд. рублей) и необходимости их временного уменьшения по продовольствию и медикаментам.
5. Налоги на отдельные виды имущества.
А. Годовой объем налога на транспортные средства принимается в размере 60 млрд. рублей, исходя из средней ставки 6000 рублей в год с одного транспортного средства. Ставка резко дифференцируется в зависимости:
- от вида транспортного средства (мотоцикл, легковой, грузовой автомобиль, судно, локомотив, самолет и пр.);
- от срока эксплуатации транспортного средства;
- от страны производства транспортного средства;
- от марки, типа двигателя (и, может быть, других характеристик) транспортного средства.
Б. Годовой объем налога на имущество организаций составит около 40 млрд. рублей, исходя их ставки в 1, 5%, что соответствует нынешнему уровню собираемости этого налога.
В. Годовой объем налога на жилье повышенной комфортности составит около 60 млрд. рублей, исходя из обложения 3% жилого фонда (доля дорогого комфортного жилья) по средней ставке 600 рублей в год с 1 квадратного метра общей площади, включая недострой. Следует отметить, что взимание данного налога требует предельно ясной процедуры определения этого типа жилья. Поэтому для расчета доходов принимается годовой объем в 30 млрд. рублей.
6. Годовые сборы также принимаются на уровне правительственных оценок и не учитываются по причине округления цифр.
7. Годовой объем неналоговых доходов консолидированного бюджета принят в размере 60 млрд. рублей (в федеральном бюджете - 30 млрд. рублей + 30 оценочно по регионам).
В совокупности доходы составят:
- федеральный бюджет - 80+80+130+20+60+30 = 400 млрд. рублей;
- региональные бюджеты - (400+40+30+30) х 80% = 400 млрд. руб.;
- местные бюджеты - (400+40+30+30) х 20% = 100 млрд. руб.
Итого: по консолидированному бюджету - 900 млрд. рублей.
Примерный расчет показывает, что нагрузка на предприятия реального сектора (без торговли и услуг) снижается с 46% до 19–20%. Для торговых предприятий и сферы услуг - с 46% до 32–37%.
Одновременно возникает возможность пересмотреть трансферты (кроме особо депрессивных регионов), поскольку собственные доходы субъектов Федерации резко увеличиваются, а также перенести на уровень региональных бюджетов финансирование системы государственных внебюджетных фондов (особенно ФСС и ФОМС), увеличив адресность соответствующих выплат. Кроме того, резко сократится численность управленческого персонала этих фондов.