Исторический вопрос
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что замена старых налогов новыми должна сопровождаться сокращением или отказом от контроля за финансовыми показателями деятельности предприятий и за доходами граждан. Отсутствие контроля и обложения финансовых результатов хозяйственной деятельности устраняет налоговые препятствия для осуществления инвестиций и для повышения показателей финансовой эффективности предприятий, что создает предпосылки для успешной реализации иных мер экономической политики, направленных на обеспечение экономического роста.
Наконец, реализация в налоговой системе принципов федерализма достигается путем последовательного разделения налогов между Федерацией и ее субъектами, отказа от практики разделения одного и того же налога между уровнями власти, передачи субъектам Федерации права устанавливать и взимать ряд налогов, существенных по объему поступлений и важных для регулирования социально-экономического развития регионов. В частности, речь может идти о патентном сборе за право заниматься определенными видами деятельности на территории региона (прежде всего, торговлей и финансовыми операциями), что, по оценкам, может дать для региональных бюджетов до 300 млрд. деноминированных рублей. Представляет интерес возможное введение, наряду с федеральными акцизами, региональных акцизов на отдельные виды товаров.
Такое перераспределение налоговых полномочий между центром и регионами обеспечивает субъекты Федерации реальными финансовыми ресурсами и необходимой самостоятельностью в управлении ими для реализации региональных программ социально-экономического развития. В сочетании с трансфертами из федерального бюджета, которые являются непременной чертой бюджетного устройства федеративного государства, собственные налоговые поступления должны полностью обеспечить финансовые потребности регионов, с избытком компенсировать ликвидацию отчислений в их пользу от федеральных налогов и снять с обсуждения вопрос о «донорах» и «реципиентах», который при полной его неконструктивности еще и разрушителен для российской государственности.
1. Предлагается база доходов консолидированного бюджета, состоящая из следующих основных элементов:
1) налог на добавленную стоимость;
2) вмененный налог (патентный сбор) для предприятий сферы торговли и услуг, в том числе финансовых - в фиксированных суммах для каждого конкретного предприятия с учетом вида деятельности и ее масштаба;
3) акцизы, включая на топливно-энергетические ресурсы;
4) импортные пошлины;
5) налог на отдельные виды имущества:
- на транспортные средства;
- на имущество организаций;
- на жилье повышенной комфортности;
- после стабилизации и развития финансового рынка - налог на финансовые активы: акции и другие ценные бумаги и вклады;
6) сборы (необходимые, но не дающие больших поступлений):
- госрегистрация сделок - по действующим ставкам;
- гербовый сбор (см. ниже);
- госпошлины (судебные, нотариальные и пр. - но не таможенные) - по действующим ставкам;
7) неналоговые доходы (приватизация, дивиденды, аренда, продажа долгов, прибыль казенных предприятий и пр.)
К федеральным налогам предлагается отнести:
1) налог на добавленную стоимость,
2) акцизы,
3) импортные пошлины,
4) налог на транспортные средства
К региональным налогам:
1) вмененный налог (патентный сбор),
2) налог на имущество организаций,
3) налог на жилье повышенной комфортности.
Примечание: на первом этапе система местного самоуправления финансируется пропорционально численности населения, проживающего в соответствующих населенных пунктах, за счет отчислений (20%) от собранных в регионах налогов.
2. Расчеты (минимальных оценок) налоговых поступлений в ценах на 1 августа 1998 года.
1. Снижение ставки НДС до 15% и исключение из обложения этим налогом предприятий торговли и услуг (см. п. 2) даст годовой объем этого налога в сумме не менее 80 млрд. рублей с учетом уровня собираемости (в федеральном бюджете сейчас заложено 140 млрд. - без учета 25%, оставляемых на территориях).