Исторический вопрос
При механическом заимствовании современного западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное положение дел в России, где рыночные отношения формируются форсированно, без предыстории, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.
Поэтому крайне важен вопрос о скорейшем и радикальном изменении налоговой и бюджетной систем.
Причем речь должна идти не о косметических улучшениях, какие предлагает проект Налогового кодекса, а о коренном изменении типа налоговой системы и о согласованном с этим изменении бюджетной системы РФ. Эти изменения должны привести налоговую систему в соответствие с реальными условиями российской экономики, потребностями и возможностями России, субъектов Федерации, предприятий и граждан.
III. Основные направления реформирования налоговой системы
Реальная налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям:
1) предельное упрощение налоговой системы и максимальное использование экономически нейтральных налогов, которые не возлагают дополнительное бремя на прирост прибыли, личных доходов, занятости, создавая тем самым стимулы для труда, предпринимательской активности и инвестиций;
2) существенное увеличение доходов государства за счет расширения налогооблагаемой базы в сторону теневой экономики (по факту наличия облагаемых имущественных объектов, которые невозможно скрыть от визуального обнаружения);
3) выведение вопросов социальной и структурной политики за пределы налоговой системы. Их решение возлагается на иные формы государственного регулирования, для которых создается надежная финансовая база;
4) предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций;
5) сведение к минимуму необходимости в текущем налоговом контроле за деятельностью предприятий, чтобы сосредоточить ресурсы контролирующих органов на ключевых сферах.
Для решения этих задач имеются следующие резервы:
- повышение собираемости налогов;
- равномерное распределение налогового бремени;
- налогообложение «теневой экономики».
Как было показано выше, теоретический резерв увеличения налоговых поступлений составляет 200–400%. На практике, разумеется, такое увеличение реального налогового бремени невозможно и было бы убийственно для экономики. Однако вполне возможным представляется примерно двукратное увеличение налоговых поступлений при двукратном же уменьшении нагрузки на добросовестных налогоплательщиков.
С точки зрения инструментария экономической политики главным направлением налоговой реформы является перенос тяжести с налогов, взимаемых по собственной отчетности плательщиков, на обложение объектов, которые, во-первых, трудно или невозможно укрыть от контроля, а во-вторых, обладающих собственной ценностью, что служит своего рода обеспечением правильной уплаты налогов.
Конкретно предлагается в среднесрочной перспективе сократить или полностью отменить такие налоги и платежи, как личный подоходный, налоги на прибыль, на добавленную стоимость и с продаж, а также отчисления от официального фонда оплаты труда в различные социальные фонды. На смену им должно прийти обложение крупных и ценных объектов имущества - автомобилей, жилья повышенной комфортности, торговых и офисных площадей. Кроме того, предлагается ввести обложение конкретных видов хозяйственной деятельности (торговой, кредитной и др.), прав на разработку богатых месторождений природных ископаемых и т. д. В перспективе, по мере стабилизации экономического положения России в целом и предприятий народного хозяйства, данные налоги могут быть распространены и на другие виды деятельности, а также объекты движимого и недвижимого имущества.
Обложение конкретных объектов собственности и видов деятельности обеспечивает высокую собираемость налогов (по опыту регионов, внедряющих такие налоги - практически 100%), причем для налоговых органов не составляет труда отследить наличие облагаемых объектов или осуществление облагаемых видов деятельности. Таким образом, капиталы и доходы, ныне находящиеся в «теневом» секторе полностью подпадают под налогообложение.