Вовлечение в финансовый оборот сбережений государства
Первый механизм не имеет инфляционных последствий. В отличие от прямого кредитования предприятий, осуществляющих покупку зарубежных активов, этот механизм предоставляет государству возможность переложить большую часть рисков, связанных с проектами, на банковскую систему. Риски проекта также оценивает банк, предоставляя государственному органу его результаты.
Во втором случае государство целенаправленно замещает недорогие среднесрочные кредиты зарубежных банков на кредиты российских банков с сопоставимыми условиями (под 8—10% годовых, на 3—5 лет). Для этого выбираются сектора, где доля иностранных займов превышает 60—70%, однако потребности в инвестировании либо рефинансировании займов по-прежнему велики. В рамках этого механизма не возникает дополнительного давления на цены ни на рынках ресурсов, ни на рынках потребительских товаров. Рефинансирование кредитов в рублях, замещающих внешнее фондирование, способствует как трансформации государственных сбережений, так и укреплению финансового суверенитета. Маржа, которая теряется при аутсорсинге финансовой системы, достается государству и банкам, участвующих в рефинансировании. Практическая реализация данной схемы может происходит в форме выдачи субординированных кредитов (на 5—6 лет) банкам по ставке, близкой к ставке рефинансирования.
В третьем случае рефинансирование без дополнительных ограничений может приводить к перегреву отдельных рынков промышленных товаров и инфляции цен на ресурсы. Однако это давление на потребительский рынок не будет чрезмерным. Во-первых, пока эффективность мультипликации денег банковской системой довольно низка (сказывается эшелонированность межбанковского рынка), и мультипликативный эффект от расширения ресурсной базы при рефинансировании кредитов предприятиям не будет большим. Во-вторых, канал, через который деньги, полученные банковской системой, могут попасть на потребительские рынки и вызвать инфляцию, — кредитование физических лиц — может быть перекрыт введением жестких требований к оценке таких заемщиков и резервированию средств на возможные потери.
Одним из эффективных путей реализации подобных ограничений может стать добровольное принятие банковским сообществом правил управления рисками в розничной сфере, которые приведут к ужесточению подходов к их оценке. Например, доступ к рефинансированию в рублях может быть открыт только банкам, добровольно установившим повышенные требования к первоначальному взносу при покупке товаров в кредит. Меры по сдерживанию роста беззалогового кредитования населения в меньшей мере влияют на экономический рост, чем ограничения корпоративного кредитования в силу существенной доли импортных товаров в расходах домохозяйств.
Наконец, снижать инфляционное давление можно за счет стимулирования конкуренции с помощью мер конкурентной политики и «точечных» налоговых и таможенных льгот для насыщения отдельных рынков в период между началом кредитной активности и ощутимым ростом производства потребительских товаров и производительности труда. Налоговое стимулирование удобнее всего реализовывать через введение инвестиционных льгот по налогу на прибыль и снижение ввозных пошлин на уникальное оборудование. В долгосрочной перспективе необходимость в налоговых мерах отпадет, т. к. рост предложения товаров и сопутствующее развитие инфраструктуры снижают издержки бизнеса.
Кроме того, увеличившаяся благодаря умеренно мягкой монетарной политике емкость банковской системы и финансового сектора позволит в будущем переводить на рынок ресурсов такие внешние шоки, как экстраординарный приток спекулятивного капитала, и минимизировать воздействие на цены для потребителей.
Таким образом, вложение средств в кредитные ресурсы не обязательно ведет к резкому росту индекса потребительских цен, а на долгосрочном горизонте может способствовать его снижению. Для этого следует целенаправленно стимулировать кредитную активность банков в сферах, порождающих немонетарную инфляцию.