Вовлечение в финансовый оборот сбережений государства
финансовый рынок фондовая биржа
Задача вовлечения в финансовый оборот сбережений государства должна решаться одновременно с повышением эффективности антиинфляционной политики. Стерилизация, продемонстрировавшая свою неэффективность в 2006—07 гг., должна потерять статус основного антиинфляционного инструмента. Стерилизацию можно использовать в довольно ограниченных объемах, дополняя ее комплексом мер в монетарной, бюджетной, антимонопольной сферах.
В сфере борьбы с инфляцией важно задавать целевые ориентиры, адекватные реалиям быстро растущей экономики. Повышенный инфляционный фон — нормальное явление для растущих экономик. Рост цен обозначает точки роста, где вложение капиталов наиболее эффективно. В долгосрочном периоде экономический рост, расширяя предложение товаров, работает на снижение инфляции.
Сегодня процесс вовлечения сбережений государства в финансовый оборот идет довольно медленно. В частности, в ноябре 2007 года Фонду содействия реформированию ЖКХ из бюджета было выделено 240 млрд руб., на начало мая 2008 г. фонд направил на финансирование региональных программ ЖКХ только около 8 млрд руб. Оставшаяся сумма все это время хранилась на депозитах Банка России.
Частично средства этих фондов уже вовлечены в финансовый оборот, что уже работает на повышение устойчивости банковского сектора: средства отдельных институтов развития перечислены на депозиты в банках, выбранных на основе требований к собственному капиталу и рейтингу американских агентств.
17 апреля 2008 г. был проведен первый в постдефолтный период аукцион по размещению бюджетных средств на счетах в коммерческих банках. К аукциону по размещению бюджетных средств имели доступ не более 30 крупнейших банков. Согласно правилам размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, бюджетные средства могут размещаться в кредитных организациях, имеющих генеральную лицензию Центробанка на осуществление банковских операций и собственные средства (капитал) в размере не менее 5 миллиардов рублей и не имеющих просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным за счет средств федерального бюджета. Также кредитные организации должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня ВВ- по классификации рейтинговых агентств Fitch или Standard & Poor’s, либо не ниже уровня Ваа по классификации Moody’s. Еще одним обязательным требованием является участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов физических лиц. Средства размещались на срок менее месяца, т. е. фактически аукционы на размещение средств Минфина дополняли систему краткосрочного рефинансирования ЦБ.
Широкое использование депозитных аукционов, когда средства размещаются в банках без фиксации целевого назначения, возможно лишь в условиях дефицита ликвидности. Масштабное использование такого инструмента без дополнительных ограничений, замедляющих переток средств на потребительские рынки, может приводить к «перегреву экономики» и росту инфляции. Чтобы исключить существенные инфляционные последствия, механизм долгосрочного рефинансирования должен дополняться ограничениями на использование предоставленных средств.
Мы видим несколько способов, которые могут применяться для стимулирования неинфляционной кредитной экспансии банков и роста предложения товаров и услуг:
рефинансирование валютных кредитов, выданным российским компаниям на покупку зарубежных компаний или технологий;
рефинансирование кредитов в рублях, замещающих внешнее фондирование;
рефинансирование кредитов в рублях, выданных предприятиям секторов, генерирующих немонетарную инфляцию.
Рис 4. Механизмы неинфляционной кредитной экспансии