Вовлечение в финансовый оборот сбережений государства
Построение банковского сектора, адекватного масштабам экономики государства, требует поиска новых источников формирования банковских пассивов. В перспективе 4—5 лет, пока еще нельзя рассчитывать на долгосрочные сбережения населения, наиболее перспективными представляются свободные ресурсы государственных корпораций и фондов. Их общая сумма достигает 5,0 трлн руб., что составляет около 15% ВВП 2007 г. Без ущерба основным функциям вовлечь в финансовый оборот можно не более 40% этих средств, однако, с учетом эффекта мультипликации (межбанковское долгосрочное кредитование) и притока текущих сбережений государства, такая сумма в течение 1,5—2 лет способна обеспечить прирост банковских активов в сумме 7 трлн руб.
График 6. Золотовалютных резервов хватит на 17-18 месяцев импорта (международно-признанный критерий достаточности резервов– 3 месяца)
При сохранении существующих тенденций снижения сальдо текущего счета уже через 2—3 года потребность в стерилизационных фондах снизится до незначимых величин, и эти фонды могут быть преобразованы в страховые и фонды развития.
Эти ресурсы могут быть направлены на поддержание ликвидности и долгосрочного (на 4—5 лет) рефинансирования кредитных организаций. Совокупные государственные и квазигосударственные фонды (стерилизационные, страховые, фонды развития), слабо вовлеченные в финансовый оборот, оцениваются в 5,5 трлн руб. (без учета золото-валютных резервов, основным предназначением которых до перехода к новой модели эмиссии должно остаться хеджирование валютных рисков), из которых только 8—10% вовлечено в национальный финансовый оборот. Их объем сегодня оценивается как избыточный — от накопления «на черный день» российское государство фактически перешло к накоплениям на «черную жизнь».
Стерилизация избыточной денежной массы в этих фондах продемонстрировала свою неэффективность как антиинфляционный инструмент.
Даже с учетом необходимой «подушки безопасности» и диверсификации направлений вложений эту цифру можно увеличить до 70—80% в течение 1—2 лет.
Таблица 9. Крупные резервные фонды
Фонд |
Цели создания и назначение |
Объем свободных средств фондов |
Прогноз объема свободных средств фонда через 3 года |
Резервный фонд |
Поддержание федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть; Стерилизация избыточной денежной массы |
По состоянию на 01.04.2008 объем фонда составил 3 068 млрд руб. |
Преобразован в страховой |
Фонд национального благосостояния |
Стерилизация избыточной денежной массы; Погашение внешней задолженности; Финансирование пенсионных отчислений |
По состоянию на 01.04.2008 объем фонда составил 774 млрд руб. |
Преобразован в фонд развития |
Остатки на бюджетных счетах |
Стерилизация избыточной денежной массы; Покрытие текущих бюджетных расходов (обеспечение транзакций) |
Около 700 млрд руб. на конец марта 2008 г. |
200-300 млрд руб. |
Итого фонды, выполняющие преимущественно стерилизационную функцию: |
3842 млрд руб. |
200-300 млрд руб. | |
Фонд |
Цели создания и назначение |
Объем свободных средств фондов |
Прогноз объема свободных средств фонда через 3 года |
Фонд реформирования ЖКХ |
Содействие реформированию ЖКХ; Формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом |
Капитал Фонда составляет 240 млрд. руб., Объем свободных средств – около 230 млрд. руб. |
30 млрд руб. |
Банк развития и внешнеэкономической деятельности |
Поддержка малого бизнеса; Финансирование проектов по развитию инфраструктуры |
180 млрд. руб. - новый капитал, влитый в конце 2007 г. |
150-250 млрд руб. |
ГК Роснанотех |
Содействие достижению мирового лидерства РФ в области нанотехнологий |
Капитал Корпорации составляет 130 млрд. руб. |
30 млрд руб. |
Фонд национального благосостояния (после преобразования в фонд развития) |
Погашение внешней задолженности; Финансирование пенсионных отчислений |
- |
Стабилизируется на 700-800 млрд руб. (приток – нефтегазовые доходы, отток – софинансирование пенсионных накоплений и других «вмененных» сбережений) |
Итого фонды развития: |
725 млрд руб. |
1280-1480 млрд руб. | |
Фонд |
Цели создания и назначение |
Объем свободных средств фондов |
Прогноз объема свободных средств фонда через 3 года |
Резервный фонд (после преобразования в страховой фонд) |
Страхование рисков снижения цен на основные товары российского экспорта; Рефинансирование внешней задолженности российских компаний |
- |
3500-4000 млрд руб. |
Фонд Агентства по страхованию вкладов |
Страхование вкладов населения; Создание стимулов для отказа от принятия банками избыточных рисков |
На начало 2008 года размер фонда составил 68 млрд руб. |
80-90 млрд. руб. |
Пенсионный фонд РФ |
Пенсионное страхование; Социальная помощь пенсионерам и другим категориям граждан |
Пенсионные накопления составили на 01.01.08 361 млрд руб. |
800-900 млрд. руб. |
Фонд Российского союза автостраховщиков |
Финансирование компенсационных выплат |
На 01.01.2007 объем сформированных резервов составил 5,3 млрд руб. |
8 млрд. руб. |
Финансирование программы «военной ипотеки» |
Субсидирование приобретения жилья военнослужащими |
Объем финансирования в 2007 году составил 5,5 млрд. руб., на 2008-2010 годы предусмотрено финансирование в сумме 34,2 млрд. руб. |
12 млрд. руб. |
Фонд |
Цели создания и назначение |
Объем свободных средств фондов |
Прогноз объема свободных средств фонда через 3 года |
Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий |
Финансирование непредвиденных расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
Федеральный бюджет на 2008 год предусматривает отчисления в размере 3,3 млрд руб. |
6 млрд руб. |
Итого страховых фондов |
442 млрд руб. |
4400-5000 млрд руб. | |
Итого всех фондов |
5009 млрд. руб. |
5880-6780 млрд. руб. |