Инновационное развитие и задачи финансового контроля
Задачи коммерциализации рынка научно-технической продукции, являющейся основой инновационного развития рыночной экономики, ставят на повестку дня вопросы инновационного аудита. Цель последнего – контроль эффективности расходования финансовых средств на осуществление интеллектуальной деятельности, а также на распоряжение и использование результатов данной деятельности.
Примером корпоративного инновационного аудита может быть проводившаяся в недавнее время в РАО «ЕЭС России» работа по инвентаризации, структуризации продуктов интеллектуальной деятельности, оценке их стоимости, анализу возможности и разработке механизма использования.
Государственный инновационный аудит аналогично должен включать контроль качества инвентаризации продуктов интеллектуальной деятельности, оценки их стоимости, учета и эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, осуществляемой за счет бюджетных средств.
Экономической базой для обеспечения широкого использования инноваций является малый бизнес. В качестве важнейшего требования экономики инновационного типа выступает стабильное уверенное развитие малого бизнеса, являющегося испытательным полигоном и базой внедрения различного рода инноваций.
Для усиления роли малого бизнеса в экономике намечено принять ряд мер, в том числе: снять с малых предприятий административный прессинг, облегчить им доступ к ресурсам в различного рода зонах – технико-внедренческих, технопарках или бизнес-инкубаторах, что, безусловно, потребует бюджетных расходов, а также решить вопрос об ограничении государственного контроля малого бизнеса. Актуальным для инновационного развития становится также широкое внедрение системы аутсорсинга, являющегося основой для перераспределения экономической нагрузки с крупных предприятий и организаций на сферу малого бизнеса.
Вместе с тем важнейшим условием инновационного развития выступает устранение коррупции как основного тормоза инноваций. Коррупция подавляет прежде всего малый бизнес как самое слабое звено в экономике.
Реализация экономической политики, ориентированной на инновационное развитие, предполагает соблюдение баланса текущих фискальных интересов государства и перспективных целей государственного развития при условии ликвидации (или, хотя бы, минимизации) коррупционной составляющей. Коррупциогенность законодательства, принимаемых государством решений – реальность, которую следует учитывать при оценке различных аспектов государственной политики.
Таким образом, в отношении второго направления инновационного развития на первый план в области государственного финансового контроля выходят следующие формы:
финансовый контроль в традиционном понимании и аудит эффективности (контроль с точки зрения результативности расходов) финансирования государственных программ для поддержки инноваций;
контроль коррупциогенности проектов нормативных актов;
стратегический аудит достижения макроэкономических показателей на период до 2020 г. при условии реализации конкретных мер государственной поддержки инновационного и малого бизнеса; стратегический аудит реализации крупных проектов, в том числе осуществляемых через государственные корпорации;
контроль учета, закрепления прав и использования продукции интеллектуальной деятельности, относящейся к сфере государственной собственности.
Задачи инновационного развития заставляют по-новому строить работу всех органов государственного финансового контроля. Что касается Счетной палаты Российской Федерации, то на переломном этапе развития страны (если сегодняшний этап действительно станет таковым) законодательная гарантия осуществления контрольной деятельности в виде Федерального закона от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» становится «прокрустовым ложем», в которое требуется вписаться государственному финансовому контролю с его принципиально новыми задачами и подходами. В данном случае Счетная палата России на своем собственном примере призвана наглядно продемонстрировать, что такое правовое государство. То есть попытаться осуществить новые задачи и построить свою работу так, чтобы новые формы и требования к государственному финансовому контролю не противоречили уже предоставленным действующим законодательством действительно широким полномочиям в области контроля.