Инновационное развитие и задачи финансового контроля
Амбициозные задачи развития экономики инновационного типа и радикального повышения ее эффективности поставлены перед Россией на период до 2020 г. Предстоит переход от сырьевой экономики к экономике указанного типа.
Постановка задачи инновационного развития экономики вызывается тем, что её рост, если он базируется на экспорте невозобновляемых энергоресурсов, не может быть признан в стратегическом плане выигрышным. Высокие показатели роста ВВП и доходов федерального бюджета сами по себе, если они основываются на сырьевой структуре экономики, не могут вселять оптимизма относительно будущего. Структура экономики определяет характер её роста, показатели его устойчивости, динамики, потенциала, а в конечном счете – финансовую безопасность страны.
Россия, потратив усилия за годы рыночных преобразований на построение своей экономической системы на базе добычи и вывоза традиционных энергоресурсов, значительно отстала от многих стран в высокотехнологичных областях, работающих сегодня на спрос на мировом рынке наукоемкой продукции. Доля нашей страны в мировой торговле гражданской наукоемкой продукцией составляет ныне всего лишь 0,3%, что примерно в 100 раз меньше доли США или Японии.
Технологическое отставание России, резкое ослабление её обрабатывающей промышленности при внешнем финансовом благополучии государства – базисные причины макроэкономической нестабильности и постоянной угрозы высокой инфляции. Поэтому затяжка с решением задачи инновационного развития российской экономики может быть чревата её катастрофой.
Исследовательская мысль страны включилась в обсуждение проблем инновационного развития практически сразу после того, как они были поставлены политическим руководством страны. При этом финансовые их аспекты стали наиболее обсуждаемыми. Формы и объемы финансирования, условия и сроки банковского кредитования, венчурный капитал и другие темы стали главными. Однако нередко финансовые проблемы рассматриваются обособленно друг от друга, еще нет четкого обозначения целей и приоритетов, способов и инструментов перехода на инновационное развитие, то есть тех компонентов, которые в взаимосвязанной их совокупности можно было бы определить как государственную инновационную политику.
Представляется, что системное выяснение сущности инновационного развития, достижение четкого понимания необходимых и достаточных условий его реализации, получение надежных оценок достигаемых в рассматриваемой перспективе результатов являются первоочередными при определении финансовых параметров государственной инновационной политики. Вопросы о финансовых механизмах обеспечения инновационного развития должны решаться на базе установленных государственных приоритетов в этой области и обозначенных конечных целей их финансирования. Иными словами, финансовые проблемы должны решаться в зависимости от принципиального политического выбора в научно-технической и производственно-экономической сферах.
Инновации отнюдь не самоцель, их следует рассматривать в качестве одного из средств и вместе с тем индикаторов экономического развития. Они представляют собой нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на достижениях науки и передового опыта и примененные в разных областях и сферах деятельности. Иначе говоря, инновации – это новые идеи, реализованные на практике и адекватно отвечающие изменяющимся требованиям рынка. Именно в силу изменчивости требований рынка нормально функционирующая рыночная экономика немыслима без инноваций. Стабильного и долговременного успеха на рынке добиваются именно те компании, которые развиваются на основе инноваций.
Инновации следует понимать не только как результаты НИОКР или как наукоемкие производства, но и как различные формы экономической, технологической и организационной инициативы, реализуемые в процессе любого бизнеса. Более того, достижения науки, требующие, как правило, больших денежных затрат, сами по себе, не будучи востребованными в реальной производственной деятельности, в лучшем случае (при условии оформления прав и учета соответствующего интеллектуального продукта) останутся неработающим активом организации-разработчика, а в худшем – окажутся непроизводительными издержками общества или убытками компании.
Таким образом, системный подход, необходимый при разработке инновационной государственной политики, заставляет рассматривать инновационное развитие экономики как базирующееся на широком использовании нововведений в различных областях, сферах и направлениях социальной деятельности. Сущность инновационного развития состоит в изменении характера экономического роста – в переходе от экстенсивного развития, основанного на устаревших технологиях, организации и структуре экономики, к интенсивному развитию на основе нововведений.
Только при проведении системной государственной инновационной политики предпринимаемые меры и расходы федерального бюджета приведут к желаемому росту инновационной активности. Но по содержанию государственная инновационная политика в долгосрочной и среднесрочной перспективе различна. Роль государства, характер его участия в обеспечении инновационного развития и значение государственных финансов в том и другом случае также будут различными. А потому принципиально различаются задачи и формы соответствующего финансового контроля.