Инновационное развитие и задачи финансового контроля
Таким образом, исходя из системного понимания инноваций, следует заключить, что обеспечение инновационного развития экономики должно осуществляться в двух основных направлениях, разнящихся по содержанию, движущим силам и источникам финансирования.
Первое направление – растущее финансирование и поддержка науки в целях создания условий для научных открытий и крупных изобретений с одновременным обеспечением и защитой прав на продукты интеллектуальной собственности. Данное направление обеспечения инновационного развития ориентировано на так называемые базисные инновации или нововведения, основанные на научных открытиях и крупных изобретениях нововведения, лежащие в основе новых поколений техники и технологии.
Второе направление – формирование предпосылок для широкой экономической активности, поддержка инновационной политики больших и малых предприятий путем создания условий наибольшего благоприятствования для внедрения новых форм производства; создание инновационной институциональной среды, развитие инфраструктуры экономики, обеспечивающей (покрывающей) растущий спрос со стороны новых производств (транспорт, связь, энергоресурсы и другие).
В чем же состоят задачи государства и какова роль государственного финансового контроля при реализации обоих направлений обеспечения инновационного развития экономики?
В отношении первого направления инновационного развития задачи государства сводятся, во-первых, к участию в формировании новых технологических укладов на базе научных открытий и крупных изобретений, определяющих новые поколения техники и технологий, а, во-вторых, к построению национальной инновационной системы и созданию так называемого «механизма коммерциализации изобретений» при одновременном совершенствовании законодательства в сфере интеллектуальной собственности.
Важнейшими государственными проблемами в рассматриваемом направлении являются:
определение и оценка принципиальных на правлений инноваций, которые в состоянии обеспечить экономика страны с учетом имеющегося научного и ресурсного (в том числе финансового) потенциала;
обоснованный выбор инновационной стратегии на долгосрочный период с последующим финансированием мероприятий в рамках данной стратегии за счет государственных средств.
Прямое бюджетное финансирование реализации выбранной инновационной стратегии имеет решающее значение для достижения целей государственной инновационной политики в долгосрочной перспективе. Следует отметить, что соотношение государственных и частных инвестиций в НИОКР в развитых странах и в России различно, причем доля государства у нас достигает 3/4, а в указанных странах – одну треть) 2. Наивно было бы полагать, что какими-либо мерами можно в одночасье изменить положение в нашей стране и заставить частный капитал серьезно вкладывать свои средства в науку.
Если реально оценивать достигнутые в последние годы результаты преобразований российской экономики, то станет ясно, что решающее средство осуществления сегодня структурной её перестройки – это серьезное бюджетное финансирование инновационных секторов. Исключительно косвенным стимулированием развития высокотехнологичных отраслей методами, скажем, льготного налогообложения качественно изменить структуру российской экономики не удастся даже в долгосрочной перспективе.
Однако, прежде чем наращивать финансирование науки из бюджета, необходимо определить наиболее перспективные с точки зрения отдачи направления её развития. Ключевую роль здесь играют не только выявление потенциальных или фактически имеющихся научных заделов, но и прогнозирование вероятных результатов финансовой поддержки, а также оценка их применимости и возможной отдачи с точки зрения как средне- и долгосрочных перспектив развития страны, так и бизнес-интересов.
Основная проблема при распределении финансовых ресурсов между различными инновационными задачами, по мнению специалистов, связана с существующей тенденцией выделения бюджетных средств на устаревшие технологии путем лоббирования крупнейшими российскими монопольными и олигархическими структурами своих интересов в правительстве, хотя приоритетные отрасли достаточно хорошо известны3.
Как известно, на заседании Президиума Государственного совета в г. Дубне 18 апреля 2008 г. Д.А. Медведев поставил задачу разработки максимально объективного долгосрочного прогноза научно-технологического развития страны на перспективу до 2020–2030 гг., который должен учесть имеющиеся глобальные тенденции развития. Такой прогноз при условии его качественной и конкретной проработки может стать основой для бюджетного планирования рассматриваемой сферы.
Если правильно будут выбраны зоны приложения государственных инвестиций и последовательно осуществлена государственная инновационная политика, все расходы и потери бюджета не выльются в растрату огромных финансовых и материальных государственных ресурсов и «проедание» резервов, а, напротив, станут источником обогащения как для государства, так и для бизнеса.