Инновационное развитие и задачи финансового контроля
Государственный финансовый контроль призван быть средством обеспечения эффективного финансирования инновационного развития. Следует иметь в. виду, что цель перехода на инновационное развитие экономики обозначена в условиях завершающегося бюджетного реформирования4. Бюджетная реформа предполагает настолько существенные изменения в самой технологии бюджетного процесса, что сама может быть отнесена к инновациям в сфере государственного управления. Общее направление и смысл бюджетной реформы состоят в расширении полномочий распорядителей бюджетных средств и изменении принципа распределения ассигнований из бюджета – от затратно-сметного к распределению по результатам. В этих условиях финансовый контроль не может оставаться в своем старом качестве, ориентированном на констатацию правильности расходования бюджетных средств с учетом действующих инструкций и в рамках выделенных объемов.
Финансовый контроль вынужден менять формы и методы с тем, чтобы соответствовать новым принципам и подходам к бюджетному финансированию и с точки зрения применяемых методик «дотягиваться» до уровня, позволяющего адекватно отслеживать распределение и расходование бюджетных средств, а также использование федерального имущества. Основной формой финансового контроля, органически присущей подходам современной бюджетной реформы, выступает аудит эффективности.
Постепенный сдвиг финансового контроля от прежних довольно жестких форм и методов финансовых ревизий к кажущимся более мягкими и «терпимыми» методам аудита отнюдь не является данью моде. В новых условиях привычные формы финансового контроля теряют свою эффективность и в значительной мере начинают работать «вхолостую». Порой они становятся вообще неприменимыми.
Так, если бюджетные средства выделяются по конкурсу по критерию предполагаемой результативности их расходования, используются распорядителями бюджетных средств при укрупненной бюджетной классификации и управленческом учете, то пытаться отследить и проконтролировать распределение и расходование этих средств методами традиционного «контроля правильности» – значит обречь финансовый контроль на заведомую неэффективность и недейственность. Стремление сохранить строгость традиционных форм государственного финансового контроля в условиях общей либерализации бюджетных отношений может привести к выводу из-под государственного финансового контроля значительных объемов бюджетных средств, распределяемых и расходуемых на основе новых подходов.
Кроме аудита эффективности в условиях определения и постановки долгосрочных целей и задач государственной инновационной политики появляется и иная новая форма финансового контроля – стратегический аудит. Целью последнего выступает оценка ресурсной обеспеченности и реализуемости заявленных планов. Чем более масштабны, ресурсоёмки и долговременны проекты, осуществляемые за счет государственных средств, тем более необходима предварительная экспертиза их органами государственного контроля. Залогом исполнения контроля за качеством разработки долгосрочных проектов, их способности обеспечить достижение заявленных целей служит стратегический аудит.
Таким образом, в отношении государственных (бюджетных) мероприятий в рамках первого направления обеспечения инновационного развития с точки зрения финансового контроля на первый план выдвигаются вопросы оценки результативности бюджетных расходов (аудит эффективности), а также оценки возможности выхода на заданные параметры состояния экономики, достигаемые в результате осуществления бюджетного финансирования на науку и инновации (стратегический аудит).
Во втором направлении обеспечения инновационного развития страны, ориентированном на формирование предпосылок для широкой экономической активности, центральными являются вопросы реальной экономической политики в той ее части, которая касается стимулирования инновационного производства.
Речь прежде всего идет о развитии венчурного (рискового) финансирования в неопределенные с позиции перспективы инновационные проекты, которые в случае успеха могут гарантировать лидерство на рынке. Государственная поддержка в данной области может осуществляться в форме финансирования государственных программ, создания венчурных гарантийных фондов, грантовой поддержки инновационных производств, государственно-частного партнерства. Так, для развития индустрии венчурного инвестирования, инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов правительством страны создана Российская венчурная компания (РВК). Аналогичным задачам служат Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, а также государственный Венчурный инновационный фонд.
Необходимо государственное содействие системе оборота результатов интеллектуальной деятельности. Это предполагает стимулирование патентной активности и обеспечение последовательной защиты прав на продукты интеллектуальной собственности; инвентаризацию, оценку стоимости, оформление прав и учет продуктов интеллектуальной деятельности на государственных предприятиях, анализ возможностей их использования и разработку механизма использования. Особенно актуальной данная задача становится сегодня, в условиях динамичного сокращения списка стратегических предприятий и подготовки их к приватизации.