Типы государственных внебюджетных фондов и их функции в современной экономике
Государственные внебюджетные фонды непосредственно связаны с институтом обязательного социального страхования, являясь его финансовой базой. Именно через внебюджетные фонды заключаются договоры различных видов социального страхования, например, выдача медицинских страховых полисов, страховых свидетельств государственного пенсионного страхования. Можно сказать, что внебюджетные социальные фонды являются страховыми организациями и выступают в роли страховщика, т.е. выполняют функцию страхования.
Выводы
1. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
2. В современных условиях, как в России, так и во всем мире, наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:
- У органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
- Строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требует особого внимания со стороны государства;
- Возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо
3. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:
- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
- Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);
4. В зависимости от цели создания внебюджетные фонды делятся на экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и т.п., с последующим их подразделением по конкретным функциональным, отраслевым и прочим признакам.
5. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
6. Государственные внебюджетные фонды выполняют распределительную, фискальную, регулирующую, воспроизводственную и страховую функцию.