Типы государственных внебюджетных фондов и их функции в современной экономике
Образование внебюджетных социальных фондов было обусловлено не только необходимостью изыскания дополнительных ресурсов для финансирования социальных гарантий, но и необходимостью развития обязательного государственного социального страхования. С помощью социальных внебюджетных фондов предполагалось модернизировать систему социальной защиты населения, перейти от социальной помощи к обязательному социальному страхованию.
Реформирование системы социальной защиты осуществлялось, исходя из мирового опыта. В мировой практике известны ее основные формы (институты) социальной защиты населения[8]:
1. социальное страхование (с публично-правовым статусом);
2. социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами
3. частная страховая инициатива
4. социальные услуги, оказываемые предприятиями.
В начале 90-х годов в России, в силу переходного периода, еще не было условий для развития частной страховой инициативы, а у предприятий - финансовых ресурсов для социального обеспечения своих работников на добровольных началах, в результате чего, на первый план вышло государственное обязательное социальное страхование. Основной функцией государственного социального страхования является резервирование части доходов граждан на случай наступления социальных рисков. В рамках социального страхования размер социальных выплат, как правило, связан с индивидуальным вкладом страхуемого и его страхователя (работодателя). Развитие обязательного социального страхования, как формы социальной защиты населения, позволяет перенести часть социальных расходов государства на работодателей и работающее население. Для осуществления обязательного социального страхования проведено было аккумулирование финансовых ресурсов, что было реализовано через образование государственных внебюджетных социальных фондов.
В настоящее время достаточно широко распространено определение внебюджетных фондов как формы перераспределения и использования финансовых ресурсов государства. Так, Родионовой В.М., дано такое определение: «Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности»[9]
Берлин С.И. дает следующее определение: «Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования, не включаемых в бюджет, некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевым назначением фондов».[10]
По мнению Ковалева В.В., «Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения».[11]
Ряд авторов придерживается мнения о том, что внебюджетные фонды являются фондами денежных средств (финансовых ресурсов) государства, имеющих целевое значение. Например, Бабич А.М. и Павлова Л.Н. считают, что: « Внебюджетные фонды – это целевые фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения централизованных задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления социально-экономического развития общества».[12]