Типы государственных внебюджетных фондов и их функции в современной экономике
- предприятия и организации, входящие в объединение - во внебюджетный фонд объединения, в который они входят;
- предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, - во внебюджетный фонд объединения, по своему выбору;
- предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;
- предприятия и организации, не входящие в объединение, и не находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд по своему выбору.
Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на договорной основе. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Федеральное агентство по науке и инновациям и Минфин РФ.[6]
Кроме вышеперечисленных классификаций в литературе определены и другие признаки для классификации и выделения групп государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от оснований, выделенных для классификаций, внебюджетные фонды подразделяются
по срокам действия на:
· постоянные
· временные;
по формам собственности различают:
· межгосударственные (международные),
· государственные,
· территориальные,
· местные;
по целевой направленности использования средств :
· социальные,
· экономические,
· фонды личного и имущественного страхования,
· кредитные,
· инвестиционные,
· резервные,
· военно-политические,
· научно-исследовательские и другие .
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Переход к рыночной экономике характеризуется повышением уровня социального риска, сопряженного с безработицей, материальной необеспеченностью работников и другими явлениями, характерными для экономического кризиса. В этих условиях становится проблематичным поддержание сложившегося уровня финансирования существующей системы социальной защиты, базирующейся на доходах государственного бюджета возникает объективная необходимость в установлении связи между получением социальных выплат и созданием фонда финансовых ресурсов, из которого они осуществляются.[7]
Государственные внебюджетные социальные фонды были введены в действие, закреплены соответствующими законодательными актами в системе финансовых отношений России, в начале 90-х годов (1990 - 1993 гг.). С помощью института внебюджетных социальных фондов предполагалось снизить зависимость ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения от бюджета, ограниченность доходов которого особенно болезненно сказывалась на социально значимых отраслях, финансируемых в сметном порядке из различных звеньев бюджетной системы. В результате функционирования внебюджетных социальных фондов у государства появились дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения социальных гарантий, что было особенно важно в условиях хронического дефицита бюджета, постоянного недофинансирования в области образования, культуры, здравоохранения и т.д.