Понятие государственных внебюджетных фондов и исторические предпосылки из возникновения
страхования по старости и на случай потери кормильца;
страхования государственных служащих;
помощи нуждающимся.
Кроме того, фонды социального страхования включают автономные фонды, предназначенные для определенных видов страхования.[3]
Значительное количество внебюджетных фондов в странах с рыночной экономикой было создано в период мирового экономического кризиса (1929-1933 годов). Главная цель их создания — поддержание и укрепление экономических позиций предприятий и предпринимателей при нестабильной экономической ситуации, при временных финансовых затруднениях. После Второй мировой войны фонды экономического содействия были созданы во всех развитых странах мира. Например, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с другими фондами был преобразован в Фонд экономического и социального развития.
Одним из первых государств, создавших внебюджетные фонды реконструктивной финансовой корпорации, были США. Там до настоящего времени функционирует Фонд перестройки и развития экономики.
Западногерманский фонд выравнивания бремени Второй мировой войны, появившийся после ее окончания, в настоящее время продолжает использоваться для финансирования промышленности, модернизации производства. В Венгрии существует специальный фонд поддержки предприятий, стать прибыльными после их реконструкции.
С начала 60-х годов в экономически развитых государствах большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов. Доходная часть этих фондов формируется как за счет бюджетных средств (поступления из бюджета, ссуды государства, бессрочные авансы, субсидии), так и за счет средств крупных компаний, взносов университетов и других источников. Средства фондов используются для финансирования программ по фундаментальным исследованиям, строительства научных центров, подготовки кадров и других проектов.
В последнее время в промышленно развитых странах в 5-8 раз возросли фонды социального назначения. Это позволяет государствам проводить активную социальную политику. Для формирования этих фондов используются страховые взносы застрахованных лиц; страховые взносы предпринимателей; субсидии и беспроцентные ссуды государства.
Россия не имеет длительной истории существования внебюджетных государственных фондов, поскольку в условиях централизованного государства, каким являлась царская Россия, состав и размеры доходов и расходов государства почти до конца ХIХ в. хранились в тайне, а отчеты об исполнении росписей не публиковались. Законы 1894, 1897 и 1900 годов установили деление доходов и расходов на обыкновенные и чрезвычайные, поэтому в России существовало два вида бюджетов: обыкновенный и чрезвычайный. Основные функции государства финансировались за счет средств обыкновенного бюджета, сформулированного за счет традиционных источников. Именно этот бюджет составлялся на основе смет министерств, рассматривался в Государственной думе и Государственном совете, проект обыкновенного бюджета был предметом общественного обсуждения и политической борьбы; после принятия Думой бюджет утверждался царем и приобретал силу закона. Но эти правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов не касались чрезвычайного бюджета, который не публиковался, не утверждался, его доходная и расходная части содержались в тайне. Чрезвычайный бюджет был многоцелевым: за счет его средств покрывались расходы, вызванные чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, эпидемии, войны), погашался государственный долг и покрывался дефицит обыкновенного бюджета. Как следует из этого, один чрезвычайный бюджет в России выполнял функции многих внебюджетных специальных фондов и с финансовой точки зрения был адекватен условиям существования централизованного государства. В то же время при отсутствии открытости бюджета недостатки чрезвычайного бюджета не выявлялись и не устранялись, а процесс расходования бюджетных средств был под контролем чрезвычайно узкого круга лиц.