Понятие государственных внебюджетных фондов и исторические предпосылки из возникновения
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Термин внебюджетные фонды применяется к фондам денежных средств, образуемых вне какого-либо бюджета, т.е. за его границами. Общественное значение имеют государственные внебюджетные фонды, фонды денежных средств, образуемых вне бюджета государства. Государственные внебюджетные фонды во многих странах появились исторически раньше, чем возник единый бюджет государства, они всегда носили целевой характер: за счет средств таких специальных фондов правительства осуществляли финансирование операций временного характера, отдельных мероприятий и программ чрезвычайных ситуаций, непредвиденных расходов. Для образования доходов специальных внебюджетных фондов использовались и специальные доходные источники, открывались отдельные специальные счета в банках.
Необходимость создания государственных внебюджетных фондов иногда также диктуется наличием в государстве долгосрочных программ общегосударственного значения или наличием у государства ранее принятых (по крайней мере, до начала бюджетного года) обязательств среднесрочного или долгосрочного характера, сроки реализации которых не укладываются в один бюджетный год.[1]
С появлением единого государственного бюджета и по мере расширения сферы деятельности государства, осуществления правительством различных экономических, политических, социальных, оборонных и иных функций возникает дополнительная потребность в финансировании этих функций, в связи с чем неизбежно возникает вопрос о том, за счет каких средств должны финансироваться некоторые государственные функции: из единого бюджета государства или за счет средств, обособленных в специальных фондах, т.е. вне бюджета. В случае принятия решения о финансировании из фондов денежных средств, аккумулированных вне бюджета, обязательно должен решаться вопрос об источниках формирования — доходной части фонда, способах их связи (взаимоувязки) с конкретными статьями расходов. Именно наличие определенной связи между конкретными источниками доходов фондов и целями, на которые расходуются аккумулированные за счет этих доходов средства, является общей чертой всех внебюджетных специальных фондов, отличающих их от государственного бюджета. Напротив, значительная часть различных видов доходов государственного бюджета не имеет жесткого закрепления за разными видами расходов. Такая связь осуществляется в современных условиях в исключительных случаях, например для федерального бюджета Российской Федерации для некоторых доходных источников (земельный налог, за земли городов и поселков, централизуемый в федеральный бюджет, арендная плата за объекты федеральной собственности) установлено строго целевое направление на определенные виды финансирования. Более того, тенденция уменьшения количества целевых бюджетных фондов в составе бюджетов прослеживается и на региональном, и на муниципальном уровнях.