Понятие государственных внебюджетных фондов и исторические предпосылки из возникновения
Такому положению есть объективные причины, поскольку закрепляемость отдельных видов доходов за конкретными расходами снижает оперативность управления денежными средствами, уменьшает величину денежных средств, мобилизуемых в бюджет и необходимых для финансирования текущих расходов, препятствует сосредоточению ресурсов на приоритетных направлениях. Технически для целевых бюджетных фондов зачастую заводятся отдельные от счета бюджета счета, что усложняет процесс зачисления и списания средств, в том числе для плательщиков, которым необходимо знать несколько внебюджетных и бюджетных счетов, для банков, налоговых органов.
В то же время, если принимается решение о финансировании программ, мероприятий из средств внебюджетных государственных фондов, то связь между доходными источниками и финансированием определенных видов расходов должна быть всесторонне проанализирована, в первую очередь с точки зрения целесообразности, возможности и эффективности ее реализации при функционировании внебюджетного фонда, устойчивости, возможности прогнозирования и планирования в обозримом будущем; желательно также представление статистических данных в динамике за ряд предыдущих лет по предлагаемым для формирования фондов доходным источникам и расходам. При недооценке роли информации о состоянии базы доходных источников и прогнозируемых ее изменениях возможно неэффективное использование средств фонда. Так, например, если оплата труда сотрудников, распоряжающихся средствами фонда, будет установлена в процентах к поступлениям, а сами поступления не зависят от их деятельности и находятся в компетенции других органов, то оплата труда в таком случае не будет иметь стимулирующего воздействия.[2]
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства- бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.
В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах – нехватка средств, а в других – избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.
Впервые государственные социальные страховые фонды были введены в Германии. Они осуществляли социальное обеспечение по болезни - с 1883 года, по старости - с 1889, по безработице - с 1927 года. В 1920 году в США был принят первый федеральный закон о социальном страховании старости. Сейчас в западных странах функционирует разное количество социальных фондов. Например, в США действуют три наиболее крупных общенациональных фонда: