Система контроллинга прибыли
Главным объектом контроллинга является прибыль предприятия. Контроллинг прибыли выражает систему контроля, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях управления прибылью, своевременное выявление отклонений фактических результатов от плановых (нормативных) и принятие оперативных решений по достижению поставленных руководством предприятия целей.
В последние годы система контроллинга прибыли получила широкое распространение на предприятиях России. Однако существуют нерешенные теоретические и практические задачи:
• отсутствует единая позиция по вопросам сущности, функций и назначения контроллинга;
• процессу внедрения контроллинга в определенной мере препятствует консерватизм многих специалистов предприятий;
• для контроллинга в России характерно внедрение его отдельных элементов, а не системы в целом;
• характерна неравномерность уровня развития контроллинга на различных предприятиях;
• отсутствует четкая стратегия развития предприятия, его деления на центры ответственности.
К системе контроллинга прибыли предъявляют следующие требования:
• ориентация на реализацию разработанной на предприятии ценовой, финансовой и маркетинговой стратегии; чтобы быть эффективным, контроллинг прибыли должен носить долговременный характер и отражать ключевые приоритеты ее формирования и использования; однако это не означает ограничение контроля за текущими хозяйственными операциями;
• стремление к многоцелевому характеру контроллинга прибыли, что предполагает его организацию не только по предприятию в целом, но и в разрезе структурных подразделений (центров ответственности);
• ориентация контроллинга на количественные параметры (абсолютные величины), что не означает отказа от качественных аспектов формирования и использования прибыли (например, сопоставление суммы прибыли за отчетный период с объемом продаж);
• приближение способов контроллинга к методам анализа и планирования прибыли;
• своевременность осуществления операций контроллинга, т. е. приближение периодов контрольных действий ко времени проведения операций, относящихся к формированию и использованию прибыли; на практике это означает, что контроллинг должен носить характер предупреждения негативного развития ситуации на предприятии;
• гибкость организации контроллинга предполагает его быструю переориентацию на новые виды продукции и направления хозяйственной деятельности; без достаточной степени гибкости система внутреннего контроля не будет результативной даже в тех сферах управления прибылью, для которых она формировалась;
• наглядность построения контроллинга дает возможность использовать контрольную информацию не только специалистам высшего звена управления, но и среднего уровня;
• экономичность контроллинга предполагает минимизацию затрат на осуществление внутреннего контроля прибыли; на практике это означает, что объем затрат на организацию контроллинга не должен превышать размера того эффекта, который достигается в процессе его осуществления (эффектом можно считать снижение расходов, прирост доходов и соответственно увеличение прибыли предприятия).
На основе перечисленных требований контроллинг прибыли может быть построен в следующей примерной последовательности (рис. 7.4).
|