Система контроллинга прибыли

Главным объектом контроллинга является прибыль предприятия. Контроллинг прибыли выражает систему контроля, обеспечивающую концентрацию контроль­ных действий на наиболее приоритетных направлениях управления прибылью, своевременное выявление отклонений фактических результатов от плановых (нор­мативных) и принятие оперативных решений по достижению поставленных ру­ководством предприятия целей.

В последние годы система контроллинга прибыли получила широкое распро­странение на предприятиях России. Однако существуют нерешенные теоретиче­ские и практические задачи:

• отсутствует единая позиция по вопросам сущности, функций и назначения контроллинга;

• процессу внедрения контроллинга в определенной мере препятствует кон­серватизм многих специалистов предприятий;

• для контроллинга в России характерно внедрение его отдельных элементов, а не системы в целом;

• характерна неравномерность уровня развития контроллинга на различных предприятиях;

• отсутствует четкая стратегия развития предприятия, его деления на центры ответственности.

К системе контроллинга прибыли предъявляют следующие требования:

• ориентация на реализацию разработанной на предприятии ценовой, финан­совой и маркетинговой стратегии; чтобы быть эффективным, контроллинг прибыли должен носить долговременный характер и отражать ключевые приоритеты ее формирования и использования; однако это не означает огра­ничение контроля за текущими хозяйственными операциями;

• стремление к многоцелевому характеру контроллинга прибыли, что предполагает его организацию не только по предприятию в целом, но и в разрезе структурных подразделений (центров ответственности);

• ориентация контроллинга на количественные параметры (абсолютные ве­личины), что не означает отказа от качественных аспектов формирования и использования прибыли (например, сопоставление суммы прибыли за от­четный период с объемом продаж);

• приближение способов контроллинга к методам анализа и планирования при­были;

• своевременность осуществления операций контроллинга, т. е. приближение периодов контрольных действий ко времени проведения операций, относя­щихся к формированию и использованию прибыли; на практике это означает, что контроллинг должен носить характер предупреждения негативного раз­вития ситуации на предприятии;

• гибкость организации контроллинга предполагает его быструю переориен­тацию на новые виды продукции и направления хозяйственной деятельности; без достаточной степени гибкости система внутреннего контроля не будет результативной даже в тех сферах управления прибылью, для которых она формировалась;

• наглядность построения контроллинга дает возможность использовать конт­рольную информацию не только специалистам высшего звена управления, но и среднего уровня;

• экономичность контроллинга предполагает минимизацию затрат на осуще­ствление внутреннего контроля прибыли; на практике это означает, что объем затрат на организацию контроллинга не должен превышать размера того эф­фекта, который достигается в процессе его осуществления (эффектом мож­но считать снижение расходов, прирост доходов и соответственно увеличе­ние прибыли предприятия).

На основе перечисленных требований контроллинг прибыли может быть постро­ен в следующей примерной последовательности (рис. 7.4).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6