Выбор оптимального варианта налогообложения предприятия.
Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые избрали ставку единого налога в размере 10 % и подали в орган государственной налоговой службы по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, не регистрируются как плательщики НДС.
В течение 10 рабочих дней после предоставления заявления о переходе на уплату единого налога орган государственной налоговой службы обязан выдать Свидетельство о праве уплаты единого налога или дать письменный мотивированный отказ. При этом Указом № 746 установлено, что субъект предпринимательской деятельности может принять решение о переходе на уплату единого налога не более одного раза за календарный год.
Юридическим лицам Свидетельство выдается бесплатно сроком на один год. Оно является документом строгой отчетности и не может быть передано другим юридическим лицам.
3. База налогообложения единым налогом
Юридические лица, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, рассчитывают сумму единого налога исходя из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
В соответствии с Указом № 746 выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется как сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) к кассе за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). При осуществлении операций с реализации основных фондов выручкой считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью.
Следует обратить внимание, что при использовании ставки единого налога в размере 6 % к сумме выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) должны включаться суммы НДС. Это связано с тем, что в соответствии с Указом № 746 выручкой считается сумма, которая поступила на расчетный счет или в кассу предприятия, а эта сумма содержит в себе и НДС. Кроме того, в этом Указе определено, что 6 % суммы выручки рассчитывается только без учета акцизного сбора, а следовательно, с учетом НДС.
Порядок определения выручки для целей налогообложения единым налогом, изложенный в Указе № 746, дал налоговым органам возможность совсем безосновательно считать, что к базе налогообложения единым налогом включаются абсолютно все поступления на расчетный счет субъекта предпринимательства, в том числе средства, которые поступают как внереализационные доходы, а также средства, которые поступают “единоналожнику”-комиссионеру на банковский счет от продажи товаров комитента, суммы гостиничного и рыночного сборов и тому подобное.
Что касается необходимости включения в выручку с целью налогообложения единым налогом средств, которые поступают на банковский счет “единоналожника”-комиссионера от продажи товаров комитента, следует заметить, что ГНАУ отказалась от своей первичной позиции. В письме от 07.11.2000 г. № 14724/7/15-1317 содержатся разъяснения, согласно которым к базе для начисления единого налога включаются только суммы комиссионного вознаграждения. В письме также речь идет и о средствах, которые поступают на счета юридических лиц от предоставления экспедиторских, брокерских услуг. ГНАУ высказывает мнение, что указанные средства не учитываются при определении выручки, поскольку является транзитными.
Кроме того, ГНАУ также согласилась, что суммы гостиничного, рыночного сборов, которые поступают на банковский счет, не берут участия при расчете выручки для целей единого налога.