Выбор оптимального варианта налогообложения предприятия.
Рассмотрим вариант перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения. Тогда, в вопросах уплаты налогов предприятие руководствуется Законами Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 19 октября 2000 г. и Указом Президентом Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 3 июля 1998г., с внесенными в него изменениями Указом Президента Украины от 28.06.1999 г. и Постановлением КМ Украины от 16.03.2000 г.
Условия перехода на уплату единого налога
Основным документом, который регулирует порядок применения единого налога, является Указ Президента Украины “О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 28.06.99 г. № 746/99 (далее – Указ № 746).
Согласно Указу № 746 упрощенная система налогообложения, учета и отчетности может применяться только для субъектов малого предпринимательства. При этом юридические лица могут перейти на уплату единого налога при условии, что в них среднеучётная численность работающих не превышает 50 человек за год и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за календарный год не превышает 1 млн. грн.
Субъекты малого предпринимательства – юридические лица определяют среднеучетную численность с учетом работающих по совместительству и по договорам гражданско-правового характера (договоры подряда и тому подобное), а также работников представительств, филиалов, отделений и других отделенных подразделений. В этом случае понятия среднеучетной численности равнозначно понятию среднеучетной численности в эквиваленте полной занятости, которое дано в Инструкции о статистики численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 07.07.95 г. № 171.
При определении выручки субъекты предпринимательской деятельности, которые желают перейти на упрощенную систему налогообложение, учета и отчетности, должны руководствоваться следующим:
- объем выручки определяется по “кассовому” методу, т.е. по сумме фактических поступлений на банковский счет или в кассу предприятия, включая полученные авансы;
- объем выручки учитывается с учетом НДС, акцизного сбора и других налогов и сборов, которые входят в цену продукции, товаров, работ, услуг;
- при определении выручки от реализации основных средств до расчета берется разница между суммой, полученной от реализации основных средств, но их остаточной стоимостью.
Транзитные платежи, которые поступают на счет предприятия, такие, например, как суммы рыночного, гостиничного сборов, суммы, которые поступают от продажи товаров комитента, у предприятия-комиссионера не берут участия при расчете объема выручки для целей перехода на уплату единого налога.
В состав выручки, которая участвует в расчетах для целей единого налога, не входят также доходы от бартерных операций, стоимость неоплачиваемых полученных ТМЦ, полученные ссуды и кредиты, кредиторская задолженность с истёкшим сроком исковой давности, дивиденды, суммы, получены от продажи валюты, которая принадлежит предприятию, и тому подобное.
Перейти на упрощенную систему налогообложения могут юридические лица любой организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе и государственные предприятия. Однако такое юридическое лицо должно относится к субъектам малого предпринимательства. В связи с этим следует обратить внимание на предусмотренные законодательством ограничения касающиеся отнесения тех или других лиц к субъектам малого предпринимательства. Так, в соответствии с Законом Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 19.10.2000 г. № 2063-III, который вступил в силу с 22 ноября 2000 года, не могут относиться к субъектам малого предпринимательства (а следовательно, перейти на уплату единого налога) доверительные общества, страховые компании, банки и другие финансово-кредитные учреждения, а также субъекты предпринимательства, которые осуществляют свою деятельность в сфере игрального бизнеса, обмена иностранной валюты, являются производителями и импортерами подакцизных товаров (следует обратить также внимание, что указанный запрет не распространяется на торговцев подакцизными товарами), а также субъекты предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых есть часть взносов, принадлежащая юридическим лицам – учредителям и/или участникам таких субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышает 25 %.