Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами
Тем не менее, в рамках этой схемы казначейского исполнения бюджетов поселения остается необходимость обеспечения бюджетополучателей на уровне поселения техническими средствами и программными комплексами, необходимыми для казначейского исполнения бюджета, а также высококвалифицированными специалистами, способными вести бухгалтерский учет. Все это также требует определенных затрат и стимулирует рост непроцентных расходов бюджетов поселений в условиях их дефицитности.
Однако стоит отметить, что в Российской Федерации, на первоначальном этапе введения в действие закона №131-ФЗ вероятна ситуация, когда органы местного самоуправления поселенческого уровня объективно не смогут обеспечить осуществление казначейского исполнения на своей территории.
Причиной этому могут являться как географические особенности, так и информационно-технологические факторы, например, технологические и финансовые сложности в организации транспортной телекоммуникационной сети, отсутствие телефонной связи надлежащего качества, а также проблемы, связанные с минимизацией расходов на оплату труда муниципальных служащих или же отсутствием квалифицированного кадрового состава, способного обеспечить ведение бухгалтерского учета согласно инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.04 №70н.
В данной ситуации, если на территории поселения совершенно отсутствует экономический, технологический или кадровый потенциал для организации казначейского обслуживания своего бюджета, считается целесообразным заключение органами местного самоуправления поселенческого уровня соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им полномочий по исполнению своих бюджетов и ведению бюджетного учета путем предоставления субвенций в полном объеме своих доходных источников.
Для реализации данной схемы казначейского исполнения бюджета поселения необходимо открытие лицевого счета финансового отдела муниципального района на счете 40204 «Средства местных бюджетов поселения». На данном счете будет происходить учет всех расходных операций по финансированию бюджетных обязательств поселения, а также формирование и передача отчетности по исполнению бюджета поселения.
Таким образом, финансовый отдел муниципального района может стать так называемой централизованной бухгалтерией для поселения.
Преимуществом организации кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений по этой схеме является решение многих процедурных вопросов. Так, например:
– использование телекоммуникационных каналов связи, имеющихся на уровне муниципального района при кассовом обслуживании бюджетов вновь образуемых муниципальных образований;
– уход от необходимости построения в каждом поселении структуры операторов бюджетных средств;
– сокращение времени прохождения бюджетных средств до конечных бюджетополучателей.
Все это позволяет поддерживать технологическую составляющую процесса кассового обслуживания бюджетов поселений на должном уровне и одновременно экономит бюджетные ресурсы поселения. Кроме того, применение данной модели решает проблему кадрового наполнения вновь создаваемых участников бюджетного процесса: главных распорядителей и распорядителей средств – в них нет необходимости.
Отметим, что данный вариант представляется нам оптимальный моделью организации кассового обслуживания бюджетов поселений, как для территориальных органов Федерального казначейства, так и для администраций поселений, особенно на начальном этапе деятельности вновь образуемых органов местного самоуправления.
Моделью казначейского исполнения бюджетов поселений, способной урегулировать нерешенные кадровые и технико-технологические вопросы может стать вариант с открытием на счете 40204 «Средства местных бюджетов» для проведения операций со средствами бюджета поселения и ведением в органах казначейства лицевого счета распорядителя средств бюджета поселения без открытия лицевых счетов бюджетополучателей бюджета поселения.
Реализация данной схемы предполагает осуществление кассового обслуживания бюджетов поселения с открытием одного лицевого счета администрации поселения, с которого будет производиться кассовый расход без открытия лицевых счетов получателям бюджетных средств.
При этом функции по составлению сметы получателя средств бюджета поселения, распределению объемов финансирования, ведению бухгалтерского учета, принятию бюджетных обязательств и сбору необходимых документов для осуществления кассового расхода, формированию платежных поручений для предоставления в органы федерального казначейства будут осуществляться финансовой службой администрации поселения, на основании соглашений, аналогично функциям централизованных бухгалтерий.