Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами
В соответствии со ст. 65 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» кассовое обслуживание бюджетов вновь образуемых муниципальных образований осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов и городских округов осуществляется территориальными органами Федерального казначейства. [1]
Вместе с тем, в условиях существования и функционирования в ряде субъектов Федерации региональных систем казначейских органов, кассовое обслуживание бюджетов поселений может быть организовано и в органах регионального казначейства согласно приказу Федерального казначейства №1н от 25 марта 2005 г. о «Порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства». [8]
В зависимости от выбранного варианта кассового обслуживания бюджетов поселений согласно приказу №1н функции территориальных органов Федерального казначейства могут включать:
– ведение лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств местных бюджетов;
– учет и доведение информации о лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования до бюджетополучателей местных бюджетов;
– учет денежных обязательств местных бюджетов;
– санкционирование и проведение платежей за счет средств местных бюджетов;
– формирование и предоставление отчетной информации о кассовых операциях местных бюджетов.
В связи с реформированием бюджетного устройства местного уровня, связанного с выделением четвертого уровня бюджетной системы, возникает объективная необходимость построения оптимальной с организационной и экономической точки зрения, но в тоже время эффективной и информативной модели управления бюджетными потоками на субфедеральном уровне, которая укладывалась бы в рамки приказа №1н.
При этом кассовые расходы и учет операций со средствами бюджетов должны будут осуществляется с отдельных счетов 40204 «Средствами местных бюджетов», открытых в учреждении Банка России отделениям Федерального казначейства для каждого муниципального образования.
Из вариантов кассового обслуживания, предусмотренных приказом №1н Казначейства России, обязательным должен быть вариант с открытием и ведением счета финансовой службы соответствующего бюджета. [1]
При этом финансовая служба поселения должна организовывать:
– ведение лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в собственном казначействе;
– ведение учета лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, учет бюджетных обязательств, а также осуществление кассовых расходов.
В данном случае Федеральное казначейство будет проверять, соответствует ли заполнение представленных платежных документов требованиям нормативных актов, и обеспечивать исполнение платежных поручений, списывая средства с единого счета бюджета поселения в пределах имеющегося остатка.
Среди первостепенных недостатков можно определить экономическую неэффективность применения данной схемы, так как она влечет за собой затраты трех уровней власти: федеральной, региональной и местной.
Вместе с этим, данная модель может быть реализована исключительно при организации электронного документооборота между органом Федерального казначейства и органом, организующим исполнение бюджета поселения.
Другой моделью кассового обслуживания исполнения бюджета, избранной муниципальным образованием поселенческого уровня, может быть вариант с открытием главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств лицевых счетов в отделениях Федерального казначейства для учета операций по расходам бюджета на основании соглашения о передаче органам Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета поселения.
При кассовом обслуживании исполнения бюджетов поселений по схеме с открытием и ведением в органах казначейства лицевых счетов распорядителей и получателей средств бюджета поселения, процедуры доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до распорядителей и получателей средств реализуются аналогично технологиям казначейского исполнения регионального бюджета сообразно приказу Минфина №46н от 19 апреля 2000 г. «Об утверждении правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» и п. 5,6 и 7 приказа №1н (в зависимости от объема передаваемых функций). [8]
Необходимо отметить, что для обеспечения кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений по данной технологии необходимо создать кадровый и информационно-технологический базис в каждом из вновь образуемых муниципалитетов, а в частности: