Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами
– организовывать в структуре администрации поселения финансовую службу;
– построить в каждом поселении полновесную структуру операторов бюджетных средств, состоящую из главного распорядителя, распорядителей и получателей бюджетных средств поселения;
– произвести отбор, а при необходимости произвести обучение специалистов, которые будут организовывать исполнение бюджета поселения и взаимодействие с казначейским органом, организующим кассовое обслуживание соответствующего бюджета (кадровый вопрос на местном уровне стоит достаточно остро и является проблемным аспектом организации казначейской системы исполнения бюджетов местного уровня);
– приобрести необходимый комплект компьютерной техники, информационно-программных средств, а также обеспечить наличие телекоммуникационной системы транспортной сети, для корреспонденции с казначейскими органами;
– обеспечить электронный документооборот между органами казначейства и финансовой службой поселения, а также всеми бюджетополучателями для организации доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до бюджетополучателей и распорядителей бюджетных средств поселения, что предусмотрено в приказе №1н (в противном случае, в условиях географической удаленности от органов казначейства, организующего кассовое обслуживание соответствующего бюджета, потребуются значительные транспортные расходы, операторов бюджетных средств поселенческого уровня для регулярной доставки расходных расписаний в отделение Федерального казначейства и получения выписок по своим счетам);
– создать адекватную систему инженерного обеспечения, которая являлась бы надежной основой для должного функционирования комплекса технико-технологического оборудования.
Наряду с этим, открытие и ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств поселения потребует бухгалтерского учета в организациях – бюджетополучателях, а следовательно повлечет за собой рост затрат на оплату труда и содержание дополнительного количества штатных единиц.
Однако следует отметить, что в условиях дефицитности абсолютного большинства бюджетов местного уровня, которая лишь усугубится при дроблении существующего в настоящее время на данном уровне налогового потенциала, реализация вышеперечисленных мероприятий для вновь образуемых муниципальных образований на начальном этапе является проблемной, а возможно, и не выполнимой задачей.
Очевидна необходимость выработки альтернативных моделей кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений, которые вписывались бы в рамки действующего законодательства РФ, инструктивных и методологических документов Минфина России и Казначейства России, а также соответствовали концепции организации межбюджетных отношений, принятой на уровне субъекта Федерации.
При этом данные модели должны решать политические задачи, обеспечивать деятельность органов местного самоуправления без ущемления их конституционных прав по осуществлению принадлежащих им полномочий. Актуальность этой задачи была обозначена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ о бюджетной политике на 2007 г. [2]
Одной из таких моделей можно предположить схему кассового обслуживания бюджета поселения органами Федерального казначейства, при котором органы местного самоуправления на основании соглашения передают ряд полномочий по исполнению своего бюджета финансовому органу районного уровня.
Эта модель предусматривает открытие на отдельном счете 40204 «Средства местных бюджетов» лицевого счета главного распорядителя средств – администрации поселения для проведения операций со средствами бюджета поселения при заключении органами местного самоуправления поселенческого уровня соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им полномочий по исполнению своих бюджетов путем предоставления субвенций. Этим обеспечивается соблюдение ст. 9 и 215.1 Бюджетного кодекса РФ и положений приказа №1н.
Отличительной особенностью этой схемы является то, что полномочия по финансированию части бюджетополучателей поселения, согласно ст. 14 закона №131-ФЗ, передаются на уровень муниципального района.
При этом лицевые счета бюджетополучателей вновь создаваемых муниципальных образований (администрации района, финансовой службы, учреждения культуры) открываются в финансовом органе района, который от имени и по поручению органа местного самоуправления поселения осуществляет учет операций на их лицевых счетах через единый счет бюджета поселения, открытый в отделении Федерального казначейства.
Процедура доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до получателя средств бюджета поселения, переданного на районный уровень, ведение учета и формирование отчетности в процессе его финансирования, будет производиться финансовым органом муниципального района.