Анализ эффективности факторинга в сравнении с альтернативными источниками финансирования и управления дебиторской задолженностью.
Проанализируем изменение основных показателей под влиянием изменений показателей по факторинговым клиентам и прочим клиентам, используя аддитивную факторную модель.
1. Средняя выручка за апрель-ноябрь изменилась по сравнению с январем –мартом на на 2241553 рублей или на 39,5%, в том числе:
-увеличилась на 4,77% за счёт роста выручки по факторинговым клиентам;
-увеличилась на 34,73% за счёт роста выручки по прочим клиентам.
Таким образом, финансовые ресурсы от факторинга были направлены на привлечение новых клиентов.
2. Средняя дебиторская задолженность сократилась на 1854892 рублей или на 24,15%, в том числе:
- уменьшилась на 38,73% за счёт сокращения средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам на 60%;
-увеличилась на 14,57% за счёт увеличения средней дебиторской задолженности по прочим клиентам.
Как мы видим, по клиентам, переданным на факторинговое обслуживание (ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплотрансресурс») средняя дебиторская задолженность не исчезла полностью, а сократилась на 60%. Это связано с тем, что, во-первых, финансирование по факторингу происходит лишь в размере 90% от суммы поставки и только в рамках лимита финансирования клиента. Дебиторская задолженность при этом может быть больше.
Зависимость общего коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности от коэффициентов оборачиваемости клиентов, переданных на факторинговое обслуживание, и прочих клиентов выражается формулой:
Кодз=
d
1
х Кодзф+
d
2
х Кодзпр
где
d1=доля средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам в общей дебиторской задолженности;
d2=доля средней дебиторской задолженности по прочим клиентам в общей дебиторской задолженности;
Кодзф – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по факторинговым клиентам, раз;
Кодзпр – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по прочим клиентам, раз.
Добавим соответствующие строки в расчётную Таблицу 2.10 и проведём факторный анализ изменения средней оборачиваемости в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом за счёт изменения показателей d1 х Кодзф и d2 х Кодзпр.
3. Средняя оборачиваемость выросла на 0,62 раз или на 83,9%, в том числе:
-увеличилась на 37,47% за счёт изменения показателя d1 х Кодзф:
∆Кодзd1 х Кодзф =∆( d1 х Кодзф)/Кодз0
∆Кодзd1 х Кодзф =(0,8 х 1,25-0,99 х 0,73)/0,74=(1-0,7227)/0,74=0,3747
-увеличилась на 46,53% за счёт изменения показателя d2 х Кодзпр:
∆Кодзd2 х Кодзпр=∆( d2 х Кодзпр)/ Кодз0
∆ Кодзd2 х Кодзпр =(0,2 х 1,79-0,01 х 2,23)/0,74=(0,358-0,0223)/0,74=0,4653
В свою очередь, показатель d2 х Кодзпр увеличился на 0,3440 или на 1930,96% в том числе:
-увеличился на 2439% за счёт изменения d2;
-уменьшился на 508% за счёт изменения Кодзпр.
Таким образом, средняя оборачиваемость изменилась в большей степени за счёт увеличения доли прочих клиентов в структуре дебиторской задолженности.
4. Показатель длительности одного оборота дебиторской задолженности обратно пропорционален оборачиваемости.
По факторинговым клиентам удалось сократить период оборота на 25,77 дней, а по прочим клиентам он увеличился на 8,48 дней. Для более эффективного управления следует сокращать период обращения и по прочим клиентам путём ведения кредитной политики или передачи их на факторинговое обслуживание.
Помимо динамики и показателей оборачиваемости дебиторской задолженности целесообразно рассмотреть её структуру.