Мировая система государственных долгов
Современные тенденции развития государственного кредита и мировой системы суверенных долгов формируются под воздействием процессов финансовой глобализации. Ей присуще возрастание объемов международных потоков капитала, безвозвратных и льготных ресурсов, долговых платежей и др. В условиях финансовой глобализации, которая стала набирать силу с 1970-х гг., торговля уступила лидерство валютно-кредитным и финансовым связям в интенсификации экономических процессов.
Развитие мировой экономики и глобального интеграционного процесса в последние десятилетия характеризуется формированием глобального финансового рынка, сегментом которого выступает рынок суверенных долгов.
В условиях финансовой глобализации развитие рынка суверенных долгов определяется следующими тенденциями:
• увеличением общего объема долга в абсолютном выражении;
• возрастанием финансовой взаимозависимости между государствами внутри системы суверенных;
• преобладанием секьюритизированного долга над кредитами в глобальной системе суверенных долгов;
• расширением финансовой базы для частного кредитования государств как следствие концентрации финансового и банковского капитала и укрупнения глобальных ТНК и ТНБ, в частности, через механизм слияний и поглощений;
• усилением необходимости урегулирования системы суверенных долгов со стороны международных финансовых организаций и региональных сообществ;
• обострением проблемы суверенных дефолтов в условиях глобализации финансовых кризисов;
• изменением структуры инвесторов в государственные ценные бумаги в направлении увеличения доли институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, банков);
• ростом доли нерезидентов - иностранных держателей в структуре долга ведущих стран;
• разработкой стратегий управления государственным долгом на перспективу с учетом текущего состояния экономики, государственных финансов и прогнозов их развития;
• созданием независимых государственных организаций или специализированных структур в странах, занимающихся управлением государственным долгом;
• обеспечением прозрачности информации о государственном долге, его структуре, графике аукционных торгов и т.д.;
• расширением доли глобальных финансовых инструментов (фондовых) по сравнению с традиционными кредитами в глобальной системе суверенных долгов.
Большинство стран привлекает заемные ресурсы через государственный кредит и таким образом имеет непогашенные внешние долги. Формируется система мировой взаимной задолженности, куда вовлечены и развитые, и развивающиеся государства. Для тех и других характерно использование государственного кредита для финансирования потребностей бюджетов, а также обслуживания старых долгов (их погашения и выплаты процентов по ним).
Совокупный объем заемных ресурсов (международные долговые ценные бумаги, синдицированные кредиты) больше совокупного объема незаемных средств (прямые и портфельные инвестиции, финансовая помощь и др.). Общая мировая задолженность нерезидентам (иностранным инвесторам) превышает весь объем мировой задолженности по внешним долговым обязательствам, что характерно как для развитых, так и для развивающихся рынков. Это означает, что существенная часть долгов принадлежит иностранным держателям по внутренним государственным ценным бумагам. В 2006 г. доля инвесторов-нерезидентов в общем объеме государственного долга составляла во Франции 40%, в США - 50, в Италии - 10%.