Основные документы по ценам и правила их формирования
Даже дефолт 1998 г. не изменил подходы к регулированию цен в России. А ведь темпы инфляции там были значительно ниже, чем в нашей стране.
Опыт России, конечно же, необходимо использовать. При этом, разумеется, следует учитывать и особенности экономического развития нашей страны.
Регулирование цен в Беларуси, по примеру России, следует осуществлять на продукцию естественных монополий, базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих развитие других отраслей национальной экономики, жизненно важные для населения товары и услуги.
Поскольку регулирование цен будет осуществляться на продукцию, работы, услуги предприятий, которые, как правило, являются государственными, то государство как собственник должно активно влиять на эффективное использование ресурсов, которыми оно их наделило. С этой целью было бы целесообразно доведение до указанных предприятий обоснованных заданий по снижению себестоимости продукции и продуманное стимулирование их выполнения. Данная мера, наряду с тщательным обоснованием затрат при установлении регулируемых цен на соответствующие виды продукции, работ, услуг, будет способствовать преодолению затратного метода ценообразования в отношении указанных товаров.
Во всех остальных случаях следует отказаться от регулирования цен, создавая условия для усиления добросовестной конкуренции. Конкуренция заставит предприятия улучшать работу, снижать затраты, повышать эффективность своей деятельности и предотвратит рост цен. Установление цен в условиях конкуренции не может иметь затратный характер.
Таким образом, взвешенное сочетание регулирования цен на ограниченный круг товаров, с экономически обоснованными подходами по определению их уровня, стимулированием снижения себестоимости и применения свободных цен, при усилении добросовестной конкуренции, позволит преодолеть затратный метод ценообразования.
Однако это, судя по всему, будет еще не так скоро, как хотелось бы. А в настоящее время искусственно культивируемый затратный подход при формировании цен является привычным, а утверждение о том, что цена, основанная на затратах, должна возместить их и обеспечить прибыль, необходимую для воспроизводства, стало аксиомой. Поэтому реализация продукции по ценам, уровень которых ниже себестоимости, особенно за пределы республики, зачастую рассматривается как нарушение дисциплины цен. Правительству даже приходится принимать специальные постановления, которые подтолкнули бы предприятия к более инициативным действиям для уменьшения запасов готовой продукции на складах.
Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2005 г. № 805 «Об улучшении финансового положения организаций Республики Беларусь» (далее — постановление № 805) установлено, что «… до 1 января 2006 г. продажа юридическими лицами произведенных товаров, продукции (за исключением товаров, продукции, цены на которые регулируются в установленном законодательством порядке, а также товаров, содержащих драгоценные и цветные металлы, драгоценные камни, отпускные цены на которые не могут быть ниже цен, установленных на эти металлы и камни, на момент реализации таких товаров), в том числе нерентабельных, срок хранения которых после изготовления превысил 90 дней, сезонных товаров — независимо от сроков изготовления, реализуемых по свободным ценам, осуществляется по согласованию с соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом».
Таким образом, разрешена до конца текущего года реализация произведенных товаров, хранящихся свыше 90 дней, по ценам, определяемым исходя из конъюнктуры рынка.
Подобные меры предпринимались правительством и раньше. Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2002 г. № 529 «О некоторых мерах по увеличению поступления валютных средств, получаемых от экспорта товаров» субъектам хозяйствования было разрешено формировать в 2002 г. контрактные цены на экспортируемые товары с учетом конъюнктуры рынка и своего финансового положения.
А постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2002 г. № 413 «О некоторых мерах по увеличению поступления денежных средств, получаемых от реализации продукции (товаров) собственного производства» такой же порядок формирования цен был разрешен (до 1 октября 2002 г.) и по товарам, реализуемым в республике.