Основные документы по ценам и правила их формирования
Намечается ликвидация отраслевых и других перекосов цен и тарифов в отдельных отраслях в целях повышения эффективности работы реального сектора экономики.
Продолжится работа по обеспечению экономически обоснованных соотношений цен и совершенствованию структуры цен и тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, на городском (пригородном) общественном транспорте в целях сокращения субсидий.
При определении цен будет приниматься во внимание уровень цен на аналогичную продукцию в сопредельных странах, что позволит корректировать хозяйственные взаимоотношения между отечественными и зарубежными предприятиями в необходимом направлении и обеспечить экономические интересы страны.
Для достижения целей социально-экономического развития страны предусматривается использование ценового регулирования в сочетании с такими мерами макроэкономического регулирования, как денежно-кредитная, валютная и налогово-бюджетная политика, политика доходов и социальной защиты населения. Предполагается поэтапное снятие ценовых ограничений, снижение налоговой нагрузки, обеспечение сбалансированного роста заработной платы и производительности труда.
Одновременно намечается совершенствование законодательства в области ценообразования, уточнение функций республиканских органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования. Повысится роль и ответственность областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов за проведение государственной политики в области ценообразования, регулирование и контроль за применением установленного порядка ценообразования в регионах.
Разумеется, Концепция определяет лишь общие направления совершенствования ценообразования в республике, а достижение сформулированных в данном документе задач во многом зависит от тех методов и подходов, посредством которых это будет сделано. Поэтому исключительно важно использовать такие инструменты реализации Концепции, которые позволят достичь поставленных целей.
При этом следует иметь в виду, что реализация Концепции связана с характером экономических отношений, сложившихся в нашей стране в период перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Они характеризуются активным влиянием государства на экономические процессы с целью сохранения социальной стабильности, поступательного развития национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Поэтому резких изменений в ценовой политике и характере организации ценообразования в республике не может быть.
Остановимся на некоторых направлениях совершенствования ценообразования, которые в соответствии с Концепцией должны быть осуществлены в ближайшем будущем.
Одной из самых актуальных и наиболее сложных для решения проблем является преодоление затратного метода ценообразования.
О необходимости отказа от затратного метода ценообразования говорилось и раньше, но реальных результатов не было достигнуто. Решение данной проблемы связано с пониманием природы затратного метода ценообразования и учетом характерных особенностей современного этапа развития экономики страны.
Сложилось устойчивое мнение, что затратный метод ценообразования — это формирование цен на основе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
В подавляющем большинстве случаев предприятия самостоятельно устанавливают цены на производимую ими продукцию (работы, услуги), рассчитывая затраты на ее производство и реализацию. Означает ли это, что цена, устанавливаемая предприятием, определяется только его затратами? Есть, к сожалению, немало предприятий с устаревшей техникой и технологией, недостатками в организации производства и труда, неполной загрузкой производственных мощностей. Будут ли цены на продукцию этих предприятий определяться их затратами?
Если бы это было так, то у нас не существовало бы убыточных изделий и предприятий. На самом деле только затратами (за исключением естественных монополий) цены никогда не определялись и определяться не могут. Есть множество факторов, которые оказывают значительное влияние на уровень и динамику цен. Прежде всего, это конъюнктура рынка, социальная значимость продукции (работ, услуг), маркетинговая политика предприятий и др.